вторник, 20 июля 2010 г.

Игры для развития памяти.

Продолжаем предложение
Взрослый начинает предложение, а ребенок должен его продолжить.
например:
Мы пошли в лес и вдруг…
Поднялся сильный ветер, начался дождь и тут…
Мышка убежала в норку, потому что…
Сегодня в цирке отменили представление, потому что…
Что бывает? Какое бывает?
Начните игру словами:
Холодным может быть снег, а еще вода, а еще холодным может быть...- ребенок должен продолжить — дать хотя бы один ответ.
теперь наоборот:
Горячим бывает чай, а еще огонь, батарея а еще горячим может быть…
Твердым может быть камень, а еще хлеб, а еще твердым может быть…
Или наоборот:
Зайчик может быть белым или серым, пушистым или гладкий, шустрый, живой или игрушечный. А еще… и так далее рассуждать о других предметах или живых существах.
А может зайчик быть одновременно серым и шустрым? А одновременно гладким и пушистым? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее?
Что сначала, что потом
Есть много игр-карточек с такими заданиями. Но можно поиграть в такую игру и без карточек.
Вы начинайте фразу, а ребенок пусть продолжает:
Сначала мы кушаем суп, потом…
Сначала на дереве появляются листочки, потом…
Человек ложится спать, а потом…

ПРЕДМЕТЫ В ДОМЕ
Игроков желательно много
Начинаем перечислять предметы в доме — сначала на букву «А» — все игроки должны назвать по 1 предмету, потом на «Б»,«В» и т.д. Кто не сможет назвать предмет — выбывает. Конечно на обдумывание надо давать некоторое время (это может быть счет от 1 до 10)
Картинка на развитие памяти: clip_image001
дайте посмотреть ребенку на эту картинку в течении 15 секунд, затем пусть отвернется и ответит на следующие вопросы:
Вопросы:
1. Есть ли на пальме бананы?
2. Сколько домиков нарисовано на картинке?
3. Какое выражение лица у смайлика?
4. Ножницы на рисунке открыты или закрыты?
5. Какого цвета карандаш?
6. У каждого ли домика нарисованы трубы?
clip_image002
Вопросы:
1. Есть ли в книге картинки?
2. В какую сторону летит самолет?
3. Сколько лепестков у цветка?
4. Есть ли песок в верхней части песочных часов?
5. Какого цвета часы?
6. Сколько стрелок у часов?
7. Есть ли номер у самолета?
На развитие внимания.
Назови нарисованные буквы:
clip_image003clip_image004
Кто из них кто???
Рая и Алла сестрички.
У Раи темная юбка, белая блузка, бант в мелкий горошек, красные туфельки.
У Аллы темная юбка, бант в крупный горошек, белая блузка, розовые туфельки.
clip_image005
Андрей и Паша — братики.
У Андрея синие брюки, курточка на молнии, белая рубашка, синий галстук.
У Паши синие брюки, курточка на молнии, белая рубашка, голубой галстук.
Арсений рисовал человечков из треугольников, Юля — из прямоугольников, Лена — из кругов, Юра — из разных фигур. Где рисунки Юли, Юры? Помоги исправить ошибки Арсению и Лене. clip_image006
На рисунках — животные и машины (механизмы), которые заменяют работу этих животных.
Назови пары: животное и машину (механизм).
clip_image007

Какая картинка должна стоять на месте вопросительного знака?
clip_image009

Задания для развития логики
1. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
3. В двух классах 70 учеников. В одном из этих классов учащихся на 5 человек больше, чем в другом. Сколько учеников в каждом из этих классов?
4. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?
5. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
6. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
7. Мальчик и поросенок весят столько, сколько 5 ящиков. Поросенок весит столько, сколько 4 кошки; 2 кошки и поросенок весят столько, сколько 3 ящика. Сколько кошек уравновесят мальчика?
8. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться? ( подсказка: дед, отец и внук = 2 отца и 2 сына)
9. По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения?
10. Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?
11. Некоторое число оканчивается на «2». Если цифру «2» переставить из конца числа в начало, то получится число, которое в два раза больше первоначального. Найдите это число.
Задачки на внимание
1. Подумай и скажи — кто быстрее переплывет речку — утята или цыплята?
2. Подумай и скажи — какого цвета волосы у колобка?
3. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
4. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке — по 5 яблок. Сколько всего яблок?
5. Подумай и скажи — что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
6. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
7. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
8. Подумай и скажи — кто громче рычит: тигр или буйвол?
9. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
— А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
10. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 — остальные идут обратно)
11. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? ( подсказка: 2- остальные сгорели)
12. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
13. Прочитай слова и скажи — какое слово лишнее в каждом ряду?
— диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
— гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
— боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
14. Подумай и скажи — сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
15. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
16. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки — островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
17. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
18. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель?
------------------------------------------------------------------
1. У мамы есть братья Николай и Виктор, сестра Маргарита, сын Олег и дочь Мария. Сколько всего детей у мамы?
2. Шли по дороге трое братьев, с каждым братом было по два брата. Сколько всего человек шло по дороге?
3. Меня зовут Сергей. У моей сестры есть единственный брат. Как зовут брата моей сестры?
4. Три музыканта играли вместе разные музыкальные произведения 3 часа. Сколько времени играл каждый музыкант?
5. Термометр за окном показывает 5 градусов тепла. сколько градусов показывает еще один термометр, висящий рядом?
6. Игорь ниже Саши, но выше Гены. Кто выше: Саша или Гена?
7. На ветке сидели 3 воробья и 2 голубя. Один голубь и один воробей улетели. Сколько всего воробьев осталось на ветке?
8. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь!»
Как она догадалась? Что увидела девочка на улице?
9. Как ты думаешь, какая птица быстрее летает: страус или журавль?
10. Чтобы поджарить яичницу из 2 яиц нужно 3 минуты. А сколько нужно минут, чтобы поджарить яичницу из 1 яйца?
11. Сможешь ли ты сказать, чем питаются пингвины в Африке?
12. На большом диване в ряд
Вещи Танины лежат:
Два чулка, кукла Марина
И веселый Буратино.
Помогите же Танюшке
Сосчитать ее игрушки.
13. Скажи, что тяжелее: килограмм клубники или килограмм груш?
14. В солнечную погоду дорога от дома до детского сада занимает 10 минут. Скажи, сколько времени занимает обратная дорога от детского сада до дома, если солнце закрыто облаками?
15. В каком слове семь букв «Я»?
16. Подумай и скажи, какие грибы не едят зайцы?
17. Ты да я, да мы с тобой,
Сколько нас всего, открой?
18. Подумай и скажи, из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
19. Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два, конечно…
Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке…
Задачки-шутки:
— Два шахматиста играли друг с другом два часа. сколько времени играл каждый из них?
— Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге?
— На клене 5 веток. на каждой ветке по 2 яблока. сколько яблок на клене?
— Что тяжелее 1 кг соли или 1 кг муки?
— На заборе сидело 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Рыжик прыгнул на забор, он хотел схватить воробья. Сколько воробьев осталось сидеть на заборе?
— Оля и Катя вместе играли в парке 4 часа. Сколько времени провела в парке каждая девочка?
— У трех братьев по одной сестре. сколько всех сестер?
— В корзине пять яблок. Как поделить их между пятью мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Алеша, Степа и Семен писали в школе контрольные работы по математике.
Семен получил оценку не «4» и не «5», Степа получил не «3» и не «5».
Какую оценку получил Алеша,
Какие оценки у Степы и Семена?
Лягушка села не на листик и не на цветок, гусеница села не на цветок и не на пенек. Куда села стрекоза? А лягушка и гусеница?
Коля, Миша и Саша соревновались на лыжах. Коля занял не второе и не третье место. Миша — не третье и не первое. Кто из мальчиков какое место занял?
Бабушка связала трем внукам варежки, носки и шапочку. Тане бабушка связала не варежки и не носки, Свете не шапочку и не варежки. Что бабушка связала Косте? А что Тане и Свете?
Скороговорки для развития речи
Часто у детей наблюдаются нарушения произношения некоторых звуков. Скороговорки — один из методов исправления таких нарушений, причем детям такие занятия обычно нравятся.
Начнем с самой известной скороговорки — про Карла и Клару…
У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла кораллов нет, у Клары кларнета нет.

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
-Расскажите про покупку!
-Про какую про покупку?
-Про покупку, про покупку, про покупочку свою!
На дворе — трава, на траве — дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать:
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
Наш Палкан попал в капкан.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Коля колья колет.
Поля поле полет.

У Сашки в кармашке шишки да шашки.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Шапка да шубка — вот наш Мишутка.
В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Течет речка, печет печка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Жутко жуку жить на суку.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Смешные стишки для детей
У Сени и Сани
в сетях сом с усами.
Сеня вез воз сена.
Купила бабуся бусы Марусе.
Коси коса, пока роса.
Роса долой,
и мы домой.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
деревцо, кольцо, крыльцо.
Летели лебеди с лебедятами.
Маленькая болтунья
молоко болтала-болтала,
не выболтала.
Хорош пирожок,
внутри творожок.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат — бородат.
У ёлки иголки колки.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Для тренировки язычка можно поиграть в такие игры — играть можно начинать уже с 1.6 года.
Малыш должен стараться произносить выделенные слова вместе с Вами:
На лугу паслась корова – Му-у-у, му-у-у
Полосатый шмель летел – З-з-з, з-з-з
Летний ветерок подул – Ф-ф-ф, ф-ф-ф
Колокольчик зазвенел – Динь, динь, динь
Стрекотал в траве кузнечик – Тр-р-р, тц-с-с
Еж колючий пробегал – Пх-пх-пх
Птичка маленькая пела Тиль-ль, тиль-ль
И сердитый жук жужжал – Ж-ж-ж, ж-ж-ж
очень полезна зарядка для язычка — тоже можно начинать с полутора лет.
Сначала выполняйте такую зарядку сами, малыш просто смотрит, а потом попробуйте вместе.
* * * * *
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту
Артикуляционная гимнастика.
Несколько упражнений, которые готовят язычок к правильному произношению звуков.
1. Корчим рожицы.
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
2. Щелканье языком с широко открытым ртом.
3. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку.
4. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку.
Затем ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
5. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.
6. Движения языком — в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание.
------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
Развитие речи
Кто что делает?
Курица кудахчет, а петух? — Петух….
Кот мяукает, а собака? — Собака….
Ворона каркает, а кукушка? — Кукушка….
Корова мычит, а лошадь? — Лошадь….
Гусь гогочет, а лягушка? — Лягушка….
Поезд едет, а самолет? — Самолет….
Жук жужжит, а комар? — Комар…
снег скрипит, а бумага? — Бумага….
свинья хрюкает, а овца? — Овца….
Утка крякает, а воробей? — Воробей….
Бабочка летает, а змея? — Змея….
Еще одно занятие по развитию речи.
Назови маленькие предметы.
Часы — часики.
Книга — ….
Кровать — ….
Чашка — ….
Сапоги — ….
Палка — ….
Сестра — ….
Луг — ….
Лицо — ….
Ковер — ….
Зеркало — ….
Закончи предложения: У Алеши одна конфета, а у Вали пять….
В цирке было три медведя, а сейчас там шесть….
Я пришила сначала две пуговицы, а потом еще пять….
У одного котенка два уха, а трех котят — шесть….
НАОБОРОТ
Назови противоположные по значению слова.
ДЕНЬ — ….
УТРО — ….
РАДОСТЬ — ….
ЖАРА — ….
СМЕХ — ….
ВВЕРХ — ….
СПУСК — ….
ВОСХОД — ….
ХРАБРОСТЬ — ….
МЕДЛЕННО — ….
ДЛИННЫЙ — ….
ГЛУПЫЙ — ….
СВЕТЛЫЙ — ….
СТАРЫЙ — ….
ВЫСОКИЙ — ….
БОЛЬНОЙ — ….
ТОЛСТЫЙ — ….
ГОРЯЧИЙ — ….
СМЕЛЫЙ — ….
ШИРОКИЙ — ….
ДОБРЫЙ — ….
Помоги записать стихотворение:
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь….
Скажу я слово далеко,
а ты ответишь….
Скажу тебе я слово трус,
ответишь ты….
теперь начало я скажу, — ну, отвечай ...!

Закончи предложения:
Зима, весна, осень, лето — это ...(времена года)
Понедельник, вторник, среда — это ...(дни недели)
Январь, февраль, март — это…
Утро, день, вечер, ночь — это…
Врач, учитель, строитель — это…
Плавание, футбол, гимнастика — это…
Квадрат, круг, овал — это…
Окунь, ерш, карась — это…
Снегирь, синица, воробей — это…
Тополь, дуб, осина — это…
Татьяна, Мария, Анна — это…
Андрей, Иван, Михаил — это…
Россия, Франция, Германия — это…
Волга, Днепр, Енисей — это…
Найди лишнее понятие в каждой группе:
— ручка, тетрадь, кисточка, карандаш.
— инженер, парикмахер, пловец, воспитатель.
— кефир, сыр, сметана, колбаса.
— лицо, лоб, щеки, нос.
— бабушка, сын, папа, мальчик.
— ветер, дождь, весна, снег.
— сосна, гвоздика, береза, дуб.
— река, лодка, озеро, море.
— клоун, фокусник, кассир, дрессировщик.
— длинный, короткий, высокий, новый.
— красный, маленький, белый, зеленый.
— яркий, добрый, веселый, умный.
— считать, писать, играть, читать.
— спать, прыгать, бегать, скакать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий