суббота, 31 июля 2010 г.

Чистоговорки для улучшения детской дикции.


Их надо повторять понемногу и почаще.
Сначала их надо проговоривать медленно, потом побыстрее.
Эти чистоговорки полезны и взрослым.
clip_image001


[м]
Ма-ма-ма — я сама.
Мо-мо-мой — лук помой.
Мы-мы-мы — ждем зимы.
Ом-ом-ом — строим дом.
Ми-ми-ми, ми-ми-ми
— меня за руку возьми.
Мо-мо-мо, мо-мо-мо
— мы идем с тобой в кино.
Ма-ма-ма, ма-ма-ма
— все я делаю сама.
Му-му-му, му-му-му
— в руки ложку я возьму.
[л]
Ло-ло-ло, ло-ло-ло
— папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла
— мама клещи принесла.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу
— бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли
— папа строит корабли.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле
— он их строит на земле.
[р]
Ри-ри-ри, ри-ри-ри
— на орехи посмотри.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро
— у орехов есть ядро.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
— за горой стоит гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
— мышка спряталась в нору.
[п]
По-по-пой — песню пой.
Пы-пы-пыль — вытри пыль.
Пу-пу-пух — летит пух.
Уп-уп-уп — готовлю суп.
[б]
Бо-бо-бор — большой забор.
Бы-бы-бы — в лесу грибы.
Ба-ба-бан — бежит кабан.
[т]
Та-та-та — поймай кота.
Ту-ту-тух — поет петух.
То-то-то — надень пальто.
Ят-ят-ят — птички летят.
[д]
Ду-ду-ду — домой пойду.
Ды-ды-ды — попей воды.
Да-да-да — пойду сюда.
[н]
Но-но-но — у нас темно.
На-на-на — стоит стена.
Ны-ны-ны — идут слоны.
Он-он-он — возьми бидон.
На-на-на, на-на-на
— на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни
— осенью короче дни.
На-на-на, ни-ни-ни
— занавеску не тяни.
[в]
Ву-ву-ву — лови сову.
Во-во-во — воет волк.
Вы-вы-вы — бегут львы.
[ф]
Аф-аф-аф — купили шкаф.
Уф-уф-уф — сядь на пуф.
Оф-оф-оф — поймали сов.
[к]
Ко-ко-ко — рот далеко.
Ка-ка-ка — дай молока.
Ку-ку-ку — лежи на боку.
Ок-ок-ок — беги со всех ног.
[г]
Га-га-га — у козы рога.
Гу-гу-гу — по лугу бегу.
Го-го-гон — стоит вагон.
[х]
Ха-ха-ха — поймал петуха.
Хо-хо-хом — идет Пахом.
Хи-хи-хи — поел ухи.
Ух-ух-ух — летит пух.
[с]
Са-са-са, са-са-са
— у сосны сидит лиса.
Си-си-си, си-си-си
— мы поедем на такси.
[з]
За-за-за, за-за-за
— на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу
— мы увидели козу.


Зе-зе-зе, зе-зе-зе
— травку дали мы козе.
Зой-зой-зой, зой-зой-зой
— бежит козленок за козой.
[ш]
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
— что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
— это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
— выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
— нету утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
— что же шепчут камыши?
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
— И пишу я не спеша.


Шо-шо-шо, шо-шо-шо
— у меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
— мама нянчит малыша.


Шо-шо-шо, шо-шо-шом
— помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
— расскажу о малыше.


Ши-ши-ши, ши-ши-ши
— у тебя как? — Напиши.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
— в камыше нашли мыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
— мышке с нами хорошо.


Ши-ши-ши, ши-ши-ши
— мышку любят малыши.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
— шишки мышке я сушу.
[щ]
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
— дождь идет — я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
— нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
— я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
— ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
— Вот теперь-то отыщу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
— будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
— нету свеклы для борща.


Щи-щи-щи, щи-щи-щи
— приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
— я капусту поищу.


Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
— не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
— я морковку поищу.


Ща-ща-ща, ща-ща-ща
— брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
— поедим сначала щи.
[ж]
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
— как-то ёж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
— мне ужаток покажи.


Жу-жу-жу, жу-жу-жу
— я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
— ёж уходит от ужа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
— в зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
— испугались мы моржа.


Же-же-же, же-же-же
— сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
— ближе подошли к моржу.


Жи-жи-жи, жи-жи-жи
— повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
— рыбку бросили моржу.


Жи-жи-жи, жи-жи-жи
— очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
— не страшны совсем моржи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
— видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
— спели песню мы ежу.


Жи-жи-жи, жи-жи-жи
— нас услышали ужи.
Же-же-же, же-же-же
— приползли ужи к меже.
[ч]
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
— у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
— раз болит — иди к врачу.


Чу-чу-чу, чу-чу-чу
— нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
— буду плакать у врача.


Чи-чи-чи, чи-чи-чи
— помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
— если так, пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
— посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
— вот поспела алыча.


Чу-чу-чу, чу-чу-чу
— собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
— подставляй свое плечо.


Чи-чи-чи, чи-чи-чи
— варим сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
— всем так полезна алыча.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
— снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
— днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
— вез на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
— никогда я не кричу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий