четверг, 29 апреля 2010 г.

* Два месяца *

Мир ребенка
Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от
новорожденного -- его поведение более осознанно. Он уже не находится в
полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в
своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения
перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с
условиями окружающей обстановки.
В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени
активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к
звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде
какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С
особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом
держать их в поле зрения.
Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанные
в предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать и
поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает,
как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и
отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточно
долго, не нервничая и не переутомляясь.
Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша -- он
стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается
при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель -- при виде
знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но
также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен
достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.
Двигательные навыки
Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных
сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые
существенные изменения в характере его движений. Независимо от того,
отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у
него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет
движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди,
видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов,
возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала
вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и
только после этого начинает сосать.
У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во
время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в
рот, -- собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он
прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что
утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая
чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать.
Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним
признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок
начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот,
когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух
месяцев, он делает это целенаправленно.
У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам
нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает
трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его
заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки,
а не как отдельный предмет, который
можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не
выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в
способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше
контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут,
лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в
вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд.
Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках
и некоторое время сохранять такое положение.
Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры
он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку
на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме.
Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед
сначала одно колено, затем другое.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять
поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной
координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если
бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и
рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить
пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни
ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание
на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит,
принадлежит ему и что ею можно управлять.
Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом,
находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым
удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если
вдруг оказывается,
что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого
возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется
устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук
может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякива-ние, малыш
обернется в поисках источника звука.
В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и
слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным
звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок,
шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно
замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить
руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает
двигаться.
Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него
появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он
начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется,
чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок
продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно
накапливает новую информацию об окружающем его мире.
Понимаем своего ребенка
К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это
каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется
любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой
куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами.
В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап
развития начинается с невнятного "лепета". Ребенок будет экспериментировать
со звуками, произнося сначала "а-а-ее-ее" или "э-э", повторяя их снова и
снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с
удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит.
Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый
подражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает "гулить",
и между ними завязывается своеобразная "беседа". Родителям обычно нравится
повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама
вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже
прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать
себя.
Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок
уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей -- смеха, пения и
т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним
играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно
времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют
развитию у него социальных навыков.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Не кутайте ребенка
Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно:
чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более
активно, когда чувствует прохладу.
Посадите ребенка в детское креслице
Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит.
Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных
сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский
стульчик или креслице.
Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему
Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте,
как он это делает, и повторите. Во время "разговора" старайтесь смотреть ему
прямо в глаза.
Пойте, занимаясь с ребенком
Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию,
напевайте во время кормления, купания и упражнений.
Игры с братьями и сестрами
Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их
присутствие развлечет и обрадует малыша.
Внимание, снимаем!
Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями
-- лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и
запечатлеть счастливые моменты.
Возьмите ребенка с собой
Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости
к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать
развитию малыша.
Время игр
Зрение
Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки
Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки.
Иногда надевайте манжету или но-
сок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая
руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они
оставались в поле его зрения.
Кукла на руке
Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях --
вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее
видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его
зрительных способностей.
Игрушка, которая может пищать
Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук
позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.
Кукла на пальце
Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее
будет танец, тем больше это понравится ребенку.
Кукла-тарелка
Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте
на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой -- печальную. Поверните
тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть
он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится
смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к
кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять
одна другую.
Повесьте над кроваткой игрушки
Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с
погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не
забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы,
особенно те, которые легко двигаются.
Разные фигурки
Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги.
Сделайте это так, чтобы
фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на
верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое
время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.
Папа вверх ногами
Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме
на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит
папино лицо вверх ногами.
Разные картинки
Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления
какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять.
Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.
Восприятие звуков
Потрясите погремушкой
Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать
звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение -- потрясите
погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры
напевайте песенку.
Вверх и вниз
Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх.
Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему
возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.
Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз
(опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы
кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).
Позовите ребенка
Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать
ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.
Погремушка из консервных банок
Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки.
Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через
некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами "погремушку".
Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.
Ощущения
Погремушка
Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень
быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей
упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.
Разнообразные ощущения
Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему
будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите
кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше
всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка
способствует развитию хватательных навыков у ребенка.
Упражнения
Прыгающий помпон
Положите ребенка на.спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких
цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим
упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: "Сейчас упадет еще один
помпон!" По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда
упадет следующий помпон.
Упражнения для ног "под ариозо"
Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие
ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно
начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через
некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А
чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка
за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.
Арена для упражнений
Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог
дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь
выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например,
большой пушистый помпон
и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и
твердый предмет, громкий и тихий звук.
Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до
игрушек ножками, и пусть он тренируется.
Повседневные дела
Время кормления
Условный сигнал
Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать
о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет,
что означает этот сигнал.
Кресло-качалка
Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при
кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы
воспользоваться им.
Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его
кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и
ребенку.
Теперь очередь папы
Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить
малыша.
Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды
(если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из
дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить
ваши обязанности.
Время купания
Поплескаемся в воде
Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания
осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше
познать окружающий мир.
Прекрасное отражение
Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет
смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы
пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши
прикосновения, малыш больше узнает о себе.
Продолжается массаж
Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения -- вот основной
способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом,
затем
поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте
осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша.
Время пеленания
Настенный коврик
Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый
из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое
полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая
алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки,
называя ткань каждого из них.
Посмотри в зеркало
Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало
рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя.
Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет
становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.
Метелка из перьев
Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из
перьев. Когда малыш будет раздет,
ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его
тела: "Я щекочу, щекочу носик", "Я щекочу, щекочу пяточки" и т. д.
Маленький боксер
Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе,
глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его
обстановку интересной и привлекательной.
Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет
наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует
ударить по нему рукой.
Время отдыха
Покатайся на мячике
Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим.
Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за
бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение
помогает успокоиться и заснуть.
Время для телевизора
Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время
ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет
прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме
того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.
Запишите на пленку голос своего малыша
Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего
ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще
включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может
успокоиться и заснуть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий