пятница, 23 апреля 2010 г.

Развитие ребенка на одиннадцатом месяце

thumbnailCAQCI2L5
Чрезвычайное любопытство побуждает ребенка к исследованию новых территорий, предметов, освоению новых видов деятельности. Малыш пытается открывать все доступные для него дверцы шкафчиков, доставать и исследовать их содержимое. У ребенка может появиться желание полностью опустошить полку или шкафчик. Малыш пытается исследовать каждый предмет, который попал к нему в руки. Иногда у детей появляется желание положить содержимое полки или шкафчика на место. Ребенок в доме — это великий экспериментатор, а квартира — это лаборатория с огромным количеством «приборов» и «реактивов»!
На одиннадцатом месяце жизни происходят следующие изменения в развитии малыша:
опираясь на предмет мебели, встает и садится
совершает путешествия вдоль мебели
делает первые шаги или просто топчется на месте при поддержке за руки
опускается вниз из положения стоя
может сделать самостоятельный шаг без поддержки
может стоять на пальчиках ног
может удерживать ложку во рту
начинает по-разному использовать правую и левую руки
подбирает с поверхности очень маленькие предметы
самостоятельно держит чашку и пьет из нее
знает место обычного расположения вещей
может снимать обувь и носки, развязывать шнурки
переворачивает страницы книг
берет предметы в разных местах и складывает их вместе
открывает дверцы шкафчиков для изучения содержимого
экспериментирует с движением круглых предметов; может бросить колесико и наблюдать за траекторией его движения
узнает слова как символы объектов; например, при произнесении "му-у" может указать на корову
может имитировать голосовые интонации и мимику
четко говорит первые слова
может складывать предметы в чашки и коробки
начинает воспринимать различие полов
пытается одеваться
любит игры, такие, как прятки, игры в мяч
бросает предмет для того, чтобы взрослый поймал его
сторонится незнакомых людей
иногда хочет играть самостоятельно
пытается игнорировать осуждение в свой адрес
демонстрирует понимание вины
может демонстрировать одобрение
проявляет интерес к игре других детей
Ребенок хочет говорить обо всем, что его окружает. Первые слова, как правило, коротки и просты, но они помогают малышу установить контакт с окружающими его людьми и передать всю гамму его чувств и эмоций. Например, такие слова, как «мама» и «папа», могут быть сказаны с любовью, с нетерпением, с раздражением.
Малыш пока не очень хорошо разбирается в значении слов «да» и «нет». Желая получить кусочек яблока, ребенок может сказать «нет» и наоборот. Путаница может происходить и с одобрительным и отрицательным киванием головой. Совсем скоро малыш научится правильно отвечать на поставленные вопросы.
В этом возрасте дети очень любят книги. Им нравится, устроившись поудобнее на ваших коленях, рассматривать комментируемые вами картинки. Вы можете указывать на отдельные детали изображения и рассказывать о них.
Старайтесь выбирать книги, содержащие простые для понимания, красочные картинки. На одной странице не должно быть больше одного рисунка. Восприятие ребенка таково, что все внимание он концентрирует только на одном предмете.
Разрешите ребенку переворачивать страницы книги. Задерживайтесь на каждой из страниц ровно столько времени, сколько интересно малышу. Некоторые рисунки вызывают у него повышенный интерес, а другие лишь мимолетный.
Как только ребенок почувствует себя увереннее при самостоятельных путешествиях по дому, он начнет отрывать руки от мебели, за которую он держится. Вы заметите, как малыш пытается вставать на пальчики ног или только на одну ногу. Он без затруднений поднимает находящийся на полу предмет, используя при этом только одну руку. Второй рукой в это время он держится за мебель.
В этом возрасте ребенок начинает активно карабкаться вверх. Он может попытаться забраться на стул или диван. В такие моменты родители должны быть предельно внимательными, малыш может опрокинуть на себя стул или сорваться при попытке влезть на диван. Ребенок имеет представление о том, где находится пол, и если ему удалось влезть на диван, то он хорошо понимает, что может самостоятельно спуститься на пол. При этом ребенок использует свои ступни как осязательный орган. Если же малыш где-то застрянет или окажется в безвыходной, по его мнению, ситуации, то он непременно позовет вас на помощь!
Иногда ребенок начинает скучать наедине со своими игрушками. Если вы заметили, что отдельные игрушки уже не вызывают интереса малыша, уберите их. Некоторое время спустя ребенок найдет в старых игрушках новые привлекательные стороны.
Ребенку нравится играть с родителями или другими детьми. Когда появляется возможность коллективных игр, не стоит ее упускать. Вместе с тем поощряйте самостоятельные игры малыша.
Пришло время для знакомства со сверстниками и выбора друзей. Если есть возможность, то старайтесь регулярно встречаться с новыми знакомыми во время прогулки. Предложите вместе посетить церковь, музей, пригласите на прогулку в парк.
Общение со сверстниками дает ребенку возможность социальной адаптации в кругу равных. Общение с родителями и домашними не может заменить общения со сверстниками. Взрослые чаще всего указывают малышу, что нужно делать, как играть, а малыши при общении сами распределяют роли и выступают в разных качествах. Каждый ребенок начинает отстаивать свои права в небольшом детском коллективе. Не ожидайте, что дети начнут вместе играть. В этом возрасте малыши могут вести только параллельную игру. Если одного из детей заинтересует игра другого, то это не означает, что он присоединится к игре, он начнет самостоятельно играть в ту же самую игру, что и его «приятель».
Если ребенок начал указывать на предметы, это значит, что он стал разговаривать без слов. Если малыш указал на предмет, то постарайтесь отчетливо произнести его название. Чаще всего дети указывают на предметы, которые привлекают их внимание. Постарайтесь найти время для того, чтобы показать ребенку интересующий его предмет и доступно рассказать о нем.
Ребенок узнает слова как символы объектов. Когда вы называете предмет, малыш может указать на него. Иногда, когда предмета нет на месте, ребенок может указать на пустующее пространство. Указывая на свободное место, ребенок подразумевает предмет, который обычно там находится.
Правильно называйте предметы. Ребенок готов к восприятию большого количества информации. Если вы показываете незнакомый малышу предмет, то правильно называйте его. Использование уменьшительных суффиксов в словах в этом возрасте затрудняет восприятие и создает путаницу в голове ребенка. Кроме того, малышу проще произнести, например, слово «ботинок», чем «ботиночек».
Ребенок готов к восприятию информации о строении собственного тела. Старайтесь правильно называть части тела и органы. Не стоит выдумывать названий для пениса, говоря ребенку о том, что орган называется «петушком» или «стручком». Поставьте себя на место малыша и подумайте, что происходит в его голове, когда он видит настоящего петушка или стручок фасоли.
Чаще называйте предметы. Чем чаще вы называете предметы, тем более сильные ассоциации возникают у ребенка между словом и предметом. При частом повторении обыденных слов ребенок быстрее и тверже усваивает базовую информацию.
Опыт — путь к прогрессу. Ребенок начинает пробовать свои силы в произнесении различных слов. Как правило, малышу редко удается произнести слово правильно, но только благодаря большому количеству повторений происходит оттачивание произношения. Не старайтесь поправлять ребенка на этом этапе развития. Сам факт того, что он говорит, — уже достижение, а остальное — дело практики.
К 11-месячному возрасту ребенок может часто проявлять раздражительность. Раздражительность — это один из способов выражения огорчения от несбывшихся ожиданий. Когда у ребенка возникла вспышка раздражения, старайтесь держать себя в руках. Выйдите из комнаты, в которой находится ребенок. Позвольте ему успокоиться самостоятельно. Не комментируйте поведение малыша. В одиночестве ребенок быстрее сможет успокоиться.
Ребенок хорошо осознает, что такое плохое и хорошее поведение. Он привлекает к себе внимание взрослых хорошим поведением. Нашаливший и чувствующий свою вину ребенок может начать прятаться от взрослых.
Вносить коррективы в поведение ребенка следует лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо. Не надо постоянно одергивать ребенка. Частые упреки в плохом поведении быстро становятся для малыша привычными и теряют воспитательную силу.
В этом возрасте ребенок открывает для себя необычный ракурс видения мира. Малыш встает на четвереньки и старается поместить голову между ног. Удивительное дело — весь мир оказывается перевернутым вверх ногами!
Ребенку нравится помещать маленькие предметы в большие емкости, ставить кубики один на другой, выстраивая при этом целые башни. Малыш может сортировать предметы по цветам и размерам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий