суббота, 2 октября 2010 г.

КАК ЖЕНЩИНА ОДОЛЕЛА ЧЕРТА Грузинская народная сказка

Было то или не было — жил один бедный человек. Был он и красив, и статен, и умен, да беден. Нанялся бедняк в свинопасы. Вот исполнилось ему двадцать семь лет, и женился он на дочери другого свинопаса.

Попалась жена сварливая да злая — врагу не пожелать!

Все-то она его попрекает бедностью:

— Мне и отец был не мил за бедность, а ты еще того бедней!

Грызет мужа, покоя в семье нет.

Встанет бедняк поутру, чуть свет, идет свиней пасти, ввечеру возвращается, думает: «Хоть бы жена приготовила поесть чего». Какое! Та его только бранью и встречает, еще и дубиной вытянет по плечам.

Горюет бедняк, все больше задумывается о своей доле да о злой жене.

Вот пошел он раз, как и всегда, пустил свиней пастись, сам присел на камень.

Сидит, подперев голову рукой, задумался.

Вдруг окликает его кто-то:

— Здравствуй, друг, не знаешь ли, как к Хорскому лесу пройти?

Смотрит свинопас — путник-купец, а за ним его груженые верблюды с товаром. Встал свинопас, взял палку, показывает:

— Вот так все прямо, а там дорога расходится, пойдете направо, прямо к Хорскому лесу выйдете.

Поблагодарил его путник и подарил за объяснение один золотой.

Настал вечер. Пригнал пастух свиней в деревню, сам пошел домой. Только в дом вошел, бросилась к нему жена, давай ругаться:

— Ах ты, бездельник этакий, так мне всю жизнь и голодать? Третий день путной пищи не вижу! Нечего было жениться, коли не можешь кормить жену как должно!

Достал свинопас свой золотой и говорит:

— Дай срок, жена, счастье к нам повернулось, а ты все кричишь! Вот сегодня нашёл я в Хорском лесу яму, вся таким золотом засыпана. Пойдем завтра, перевезем.

— Как завтра! — закричала жена. — Вставай сейчас, бери мешок побольше, бездельник этакий. Еще найдет кто другой, все золото без нас выберет. И ума-то тебе бог не дал. Вставай тотчас, идем!

Просит муж:

— Дай отдохнуть, устал я, невмоготу!

Нет, и слушать не хочет сварливая жена, грызет и грызет мужа. Что делать? Встал он, взял мешок, поплелся за нею.

Шли они, шли и добрались до леса. А в лесу была яма, глубокая-глубокая, сверху преогромным камнем прикрытая.

Откатили они кое-как этот камень, и говорит муж:

— Давай я спущусь в яму, наберу золота да серебра в мешок, а ты поднимай.

А жена:

— Хватит у тебя ума наполнить мешок?! Ты и половины не наберешь, в яме оставишь. Давай мешок, я сама полезу, а ты тяни наверх.

Сказала, схватила мешок и прыг в яму!

Не успел он и моргнуть, полетела жена вглубь и не видать ее!

Постоял он, постоял, потом взялся за камень, подкатил его к яме и закрыл ее.

— Вот и место по тебе. Ищи теперь богатого мужа! — сказал и пошел.

Вдруг слышит, кричит кто-то, но не его жена. И не обернулся муж, идет себе.

А это кричал черт. Он там в яме жил. Как свалилась на него сварливая жена, испугался он, давай вопить. А свинопас идет себе.

Пришел, зажил по-старому, по-доброму — в ежедневных трудах да заботах, но без нескончаемой ругани и побоев — как раньше до жены жил.

А в яме вот какое дело: сварливая жена и черту не дает покоя. Кричит, дерется, все бока ему, несчастному, отбила.

Невмоготу стало черту, полез он наверх, вылезти не может, только ухватился за камень-покрышку, висит, скорчился весь, чтобы хотя подальше быть от злой жены.

Не достает она до черта, так и сверкает на него глазами да кричит, так что черт-бедняга от страху весь в кулачок сжался, ноги к подбородку прижал. Висит, шевельнуться боится, чтобы вниз не сорваться.

Прошло так три месяца.

Вот однажды и говорит себе свинопас.

— Пойду-ка я посмотрю, что с моей женой сталось, как-то она там в яме поживает.

Пошел в лес, идет к той яме. Услышал черт — сверху ходит кто-то, взмолился:

— Кто там, сделай доброе дело, откати камень, вызволи меня от этой ведьмы, дам тебе за то великое счастье.

Пожалел свинопас черта, откатил камень и выпустил его.

Сказал черт:

— Я пойду сейчас к царю Востока, у него единственная дочь, вселюсь я в нее, помешается она умом, станут ее лечить, да никто не вылечит, а ты приходи и скажи царю: «Я вылечу вашу дочь, а за то отдайте мне ее в жены». Как только ты войдёшь в комнату, оставлю я ее, она и излечится. Я уйду, а ты женись на ней и царствуй, — сказал и исчез.

Не прошло с тех пор и двух-трех недель, как пошел слух, что единственная дочь восточного царя помешалась умом и сколько ни сзывают лекарей, сколько ни лечат ее, никак не излечат.

Узнал о том и наш свинопас, вспомнил он слова черта, собрался и отправился в Восточное царство.

Долго ли он шел или недолго, а только приходит в то Восточное царство. Вошел во дворец, пришел на кухню и спрашивает:

— Что это с вами и почему все в таком горе?

Рассказали ему о болезни царевны.

Сказал свинопас:

— Отведите меня к ней, посмотрю, может, я чем пособлю.

Переглянулись слуги, посмеялись. Настоял он все же на своем, повели его к царю.

Сказал царь:

— Что ж, ты можешь излечить мою дочь?

— Вылечу, — говорит пастух, — только отдайте мне ее за то в жены.

— Будь по-твоему. А коли не вылечишь — голову с тебя сниму! — говорит царь.

— Хорошо! — согласился свинопас.

Только ввели его в опочивальню больной да прикрыли за ним дверь — появился черт и говорит:

— Вот я выполнил уговор, здорова она, женишься на ней и станешь царем всего Востока. А я пойду теперь к западному царю. У него единственный сын, вселюсь в него и сведу его с ума. Ты же смотри не показывайся туда, не то вмиг тебя изничтожу!

Сказал то злой чёрт и исчез.

Вошел царь, увидел дочь свою здоровой, в полном уме, обрадовался. Отпраздновал богатую свадьбу и все царство свое на радостях зятю передал.

Вскоре после того пошел слух, что единственный сын царя Запада помешался умом, лечат его лекари, все с ног сбились, а толку мало.

Послал этот царь Запада сказать царю Востока:

— Пришли ко мне своего зятя — прославленного великого целителя, пусть вылечит мне сына, как твою дочь вылечил. Отдам ему за то полцарства. А не приедет твой зять — пойду на вас войной, все разнесу, камня на камне не оставлю, весь ваш народ сгублю и малых детушек не пожалею.

Задумался молодой царь. И хочется ему излечить сына царя, да уж очень боится черта.

Подумал он, подумал и решил: «Пойду. Лучше мне одному погибнуть, чем всю страну губить».

Уговаривает его тесть взять хоть войско с собой. Отказался зять, не хочет он народное войско в битвах губить, детей сиротить, один поехал.

Прибыл к царю Запада.

Принял его царь с большим почетом, рассказал, как и что с его сыном.

Только вошел этот свинопас-царь в опочивальню сына царя да прикрыл за собой дверь, как появился перед ним черт и давай кричать:

— Я тебе что сказал! Чтоб ты не смел приходить сюда! Не послушался меня, тут тебе и конец!

Сказал на это молодой царь:

— Подожди орать, дай слово молвить, я не к нему пришел, а к тебе — чтобы с тобой поскорей повстречаться. Знай, прежняя жена моя выбралась из ямы и ищет тебя повсюду, потому что теперь она без тебя жить не может! Говорит, только ты нужен ей — и все тут! Уж очень ты ей по нраву пришелся.

— Что?! — взревел перепуганный черт. — О, будь другом, задержи ее хоть ненадолго, побегу, спрячусь куда-нибудь! А я, наперед, чем смогу, всегда тебе помогать стану — только меня ей не выдай!

Бросился к дверям и помчался так, что верно, уж и за девять гор перебежал.

Выздоровел сын царя, и войны не случилось.

Свинопас-царь и его новая любящая жена получили в награду, как и было обещано, половину Западного царства.

А черт с тех пор, когда в том была надобность, всегда приходил им на помощь — врагов от царства разгонял, народ от бедствий и болезней охранял.

clip_image001

Комментариев нет:

Отправить комментарий