суббота, 2 октября 2010 г.

А вы можете?.. Могу!

Есть такая любопытная игра - игра в "Невыполнимое задание". Однако, если вы попытаетесь найти преподавателя, играющего в эту игру с учениками, искать вам придется долго. Почему же в интересную игру преподаватели играть не хотят? Страшно. Посудите сами.

Игра начинается с того, что ведущий говорит:

- Я вызываю вас на интеллектуальный бой. Сможете ли вы придумать для меня такое задание, которое я не смогу выполнить? Если да, то вы выиграли, а если я смогу "отбиться", выигрываю я. Условия игры такие: свое задание вы пишете на листочке и затем не можете изменить в формулировке ни одного слова. Использовать одну идею два раза подряд тоже не разрешается.

Страшные условия? Конечно. Разве можно тут выиграть? Пока не попробуешь, кажется, что точно нельзя. Однако, попробуйте и вы увидите, что поначалу это легче легкого. Дело в том, что очень редко приходится применять изобретательские приемы для решения подобного типа задач, потому что на самом деле эта игра, в первую очередь, на умение точно сформулировать задание.

Вот стандартные примеры заданий и выигрышных ответов.

- Можете ли вы пройти сквозь стекло?
- Могу.
- А как? - Разобью и пройду.
- Но!..
- То, что стекло должно остаться целым, не было оговорено.

- Можете ли вы раздеться догола?
- Каждый раз, когда я моюсь в ванной, я раздеваюсь догола.

- Можете ли вы прыгнуть с крыши небоскреба без всякого там парашюта и других вспомогательных средств?
- Могу.
- Но вы же разобьетесь!
- Разобьюсь, но прыгнуть могу.

- Можете ли вы ударить человека?
- Могу. Споткнусь, например, и нечаянно задену кого-то.

- Можете ли вы укусить себя за локоть?
- Могу. Не сказано чем себя укусить, значит, могу взять вставную челюсть и укусить, или взять плоскогубцы и укусить.

Где-то после третьей-четвертой игры спросите ребенка, есть ли у него желание поиграть роль "всемогущего".

Такая игра очень полезна детям. Кроме того, игра в "Невыполнимое задание" помимо умения точно формулировать мысль, имеет еще важный психологический аспект (если вы играете роль "всемогущего"). Широкое поле утверждений, начинающихся с фразы: "Я не могу" сильно сокращается в размерах (это приятное ощущение), и железобетонное "Я не могу" заменяется на робкое "А не могу ли я?".

При работе с детьми выяснилась еще одна интересная деталь. Эта игра приучает детей к четкому разделению понятий "могу" и "буду".

- Можете ли вы прямо сейчас тут постричься налысо?
- Могу.
- Ну так постригитесь!
- Не буду!
- Но вы же говорите, что можете?
- Да. Могу. Могу, но не буду. Мы договаривались играть в задания "могу ли я", а не "буду ли я". Я могу постричься, но не буду это делать.

Оказалось, что даже к 8 классу у многих детей слово "могу" означает принятие на себя обязательства ("буду"). А это в свою очередь приводит к сужению поля понятий "могу" и менее активной позиции. Сама по себе фраза "могу, но не буду" всегда произносится детьми с удовольствием ("У меня есть свобода выбора и я делаю то, что хочу").
Польза этой игры для детей и взрослых - очевидна. Удовольствие она доставляет большое. Страшно только начать. Для тех, кто все же решится попробовать, одна подсказка и два совета:

1. Универсальные ответы (применяются только один раз в случае, когда вам никак не "выкрутиться"):
- Могу. Во сне.
- Могу. Мысленно.

2. В первый раз можно собрать все записки с невыполнимыми заданиями и сказать "Мне надо подумать". Навык быстро отвечать на записки обычно вырабатывается уже ко второму занятию. Если вам все же попалось трудное задание, а сдаваться не хочется, отложите ответ на трудную записку до следующей встречи.

3. Знание Теории Решения Изобретательских Задач помогает быстро отвечать на задания:

- Можете ли вы быть одновременно здесь и дома?
- Могу, когда говорю по телефону.

- Можете ли вы достать до солнца рукой?
- Могу. Беру зеркальце, ловлю в нем солнце и трогаю рукой, или рисую солнце, или пишу слово "солнце".

Один из самых частых приемов, используемых в этой игре - прием копирования ("если мы не можем работать с самим объектом, заменяем его копией").

Нетрудно заметить, что на выигрышные ответы можно выйти и без знания приемов, если мысленно задавать уточняющие вопросы ("Я - это...? быть - это...? одновременно - это...?). Ответ на каждый уточняющий вопрос может натолкнуть на новую идею.

Предложение сыграть в эту игру всегда находит отклик - кажется, что придумать невыполнимое задание очень легко. На самом деле придумать задание гораздо сложнее, чем ответить на него.

Надеюсь, что использование этой игры изменит в лучшую сторону отношения со словом "могу" у всех, кто в нее играет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий