Тест «Нарисуй человека» как маркер развития интеллекта
В статье, посвященной проективному тесту «Нарисуй человека», речь шла о методике, позволяющей сделать выводы о психическом состоянии на основании анализа рисунка, выполненного малышом. Она была предложена Ф. Гуденаф и развита впоследствии А. Л. Венгер в работе «Психологические рисуночные тесты».
Однако при помощи анализа рисунка человека возможно также и определение уровня интеллектуального развития ребенка. Основная идея состоит в том, что уже в возрасте 3,5-4 лет ребенок рисует фигуру, которую психологи называют головоногом: это круг, который одновременно и голова, и туловище, с глазками и ротиком, а также с ручками и ножками-палочками.
Но с возрастом рисунок человека постепенно прогрессирует: после «головонога» следует стадия схематического рисунка (когда он имеет в основном все необходимые «детали», однако словно «склеенные» между собой, представляющие «набор» частей тела. Помните, как в песенке: «ручки, ножки, огуречик – получился человечек!»).
«Головоног» - типичный рисунок 4-летнего малыша
Эта стадия после 7-8 лет постепенно сменяется промежуточной схематично-пластической, и наконец к подростковому возрасту ребенок «дорастает» до уровня пластического рисунка, когда руки-ноги-тело-голова переходят друг в друга плавно, и рисуются не схематично линией, а начинают все больше напоминать оригинал – соблюдением пропорций, объема и так далее.
Все эти стадии довольно четко и последовательно сменяют друг друга и находятся в прямой зависимости от возраста, что позволяет на основании анализа рисунка человека оценивать уровень умственного развития ребенка: при нарушениях и задержках развития психики и интеллекта наблюдается отставание и в уровне развития изобразительной функции.
Ребенку дают чистый лист бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – горизонтально или вертикально. Рисунок выполняется простым карандашом, желательно не слишком твердым (чтобы не царапал и не рвал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы «не разводить грязь»). Резинку кладут, но специально внимания на ней не акцентируют (а лучше взять карандаш с резинкой): если ребенок почувствует потребность вносить в свое произведение коррективы – он это сделает, но специально наводить его на эту мысль не надо.
Инструктируют малыша таким образом: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы на тему «а как надо», просто скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Но если он пытается вместо человека нарисовать что-то другое, скажите еще раз: «Давай нарисуем так, как тебя попросили сначала».
Во время работы отмечают, в какой последовательности ребенок рисовал отдельные части тела, какие при этом задавал вопросы или как он комментировал происходящее, сколько времени ушло на рисование, были ли исправления и где.
Каждая деталь рисунка оценивается в баллах, и по сумме баллов можно судить о том, адекватно ли развитие возрасту. Так, наличие на рисунке головы, туловища, глаз, носа, рта, рук и ног оценивается в 2 балла каждый (причем 2 руки или ноги – это 2 балла, а не 4). Наличие ушей, волос (головного убора), бровей, шеи, одежды, пальцев рук, ступней (или обуви) оценивается еще баллом за каждый нарисованный элемент. Правильное количество пальцев рук – плюс дополнительный балл. Пластический способ изображения добавляет целых 8 баллов, промежуточный (комбинация пластического и схематического способа) дает 4 балла, схематический с руками и ногами, изображенными двойной линией – всего 2. Если изображение примитивно-схематическое или «головоножное», баллы не добавляются.
Таким образом, минимально рисунок может набрать 0 баллов, максимально – 30.
В возрасте от 3 с половиной до 4 лет норма составляет от 4 до 13 баллов;
в возрасте от 4 до 5 лет – 8-17 баллов;
от 5 до 6 лет – 14-22 балла;
от 6 до 7 лет – 18-25 баллов;
от 7 до 8 лет – 20-26 баллов;
от 8 до 9 лет – 22-27 балла;
от 9 до 10 лет – 23-28 баллов;
от 10 до 11 лет – 24-30 баллов;
от 11 до 13 лет – 25-30 баллов;
от 13 лет и старше – 26-30 баллов.
Чем выше балл – тем выше уровень развития ребенка.
Существенное отставание от возрастной нормы выполнения теста может навести на мысль об отставании и в интеллектуальном развитии.
Если же развитие изобразительной функции опережает возраст – можно порадоваться за малыша (но лучше перепроверить результаты у профессионального психолога, если этот вопрос почему-либо для вас принципиален – потому как родительский глаз зачастую необъективен).
Обращаю ваше внимание на чрезвычайно важную деталь: результаты искажаются тем сильнее, чем сильнее эмоциональная связь между «экспериментатором» и ребенком. Не просите и тем более – не заставляйте своих детей рисовать вам «тесты»: получится ерунда. Лучше возьмите для анализа рисунок, который ребенок выполнял без ваших инструкций, либо, если очень хочется, попросите своих не слишком близких ребенку друзей помочь вам. Однако куда лучше с тестированием, а тем более с интерпретацией справится специалист – ведь выводы, конечно же, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования.
Поэтому, уважаемые родители: если вас что-то настораживает в рисунках вашего ребенка – лучше не занимайтесь самодеятельностью, а не поленитесь проконсультироваться с детским психологом. Описанные в статьях о рисуночном тестировании признаки – только ориентиры, которые могут помочь родителям обратить внимание на внутренний мир своего ребенка – все ли у него благополучно?
Автор статьи: Наталья Проценко
Комментариев нет:
Отправить комментарий