суббота, 12 июня 2010 г.

Привычка грызть ногти

 

Еще одна вредная привычка - грызть ногти. И , как  многие плохие привычки, она может остаться на всю жизнь, если не отучить от нее в  детстве.Результат этой привычки виден всем окружающим . Ногти  выглядят очень короткими, так же  затрагивается слой кожи возле ногтя и могут начаться разные воспалительные процессы. А еще , если только задуматься, сколько  съедается при этом  микробов !!! В общем , ни чего хорошего ... так читаем  же скорее интересную статейку на эту тему ...
clip_image001
Почему взрослые и дети грызут ногти?
С давних времен человек привык определять для себя, что хорошо, а
что плохо. Эти споры не обошли стороной и такое распространенное
явление, как обкусывание ногтей, которое наблюдается чаще у детей, но
также встречается и у некоторых взрослых. Итак, что же такое
онихофагия? Болезнь, психическое расстройство, с которым необходимо
обращаться к специалисту или просто привычка, от которой можно
избавиться самостоятельно? Что следует для этого сделать? Каковы
причины, заставляющие людей грызть ногти?
Итак, все по порядку.
Если эту проблему считать одной из вредных привычек, то возникает
вопрос: только ли простые смертные подвержены ей? Или же великие люди
также бессильны перед ней? У Александра Сергеевича Пушкина в детстве
тоже были «вредные привычки – он ронял носовые платки, и несколько раз
мать заставала его грызущим ногти». Юрий Тынянов считает, что эту
вредную привычку великий поэт, несомненно, перенял от матери – Надежды
Осиповны, «жизнь которой сосредотачивалась в спальне, где она сидела,
не выходя по целым дням, не чесаная, не мытая и грызла ногти, пока не
было гостей». Мысль автора такова: если кто-то из родителей, в данном
случае мать, грызет ногти, то ребенок тоже может быть подвержен этой
привычке. Еще один пример уже из взрослой жизни Пушкина. Однажды поэт,
получивший «Вестник Европы», в котором должно было быть напечатано его
стихотворение «К другу стихотворцу»,  не найдя его, «швырнул книжку и
забился в угол, кусая ногти». Видимо, поэт сильно разгневался и
вынужден был прибегнуть к такой процедуре «самоуспокоения». Искоренить
эту привычку у Пушкина не удалось, несмотря на то, что в детстве ему
связывали руки, чтобы он не грыз ногти. Но, похоже, этот способ борьбы
оказался не результативным. С точки зрения медицины у матери
А.С.Пушкина и у него самого описано одно из наиболее распространенных и
стойких у детей и подростков расстройств-влечений – онихофагия, которая
может выступать в виде привычных действий, патологической навязчивости.
Возникает это заболевание, как правило, в одном из возрастных кризисов
развития. И снова активизируется у большинства в подростковом или
юношеском возрасте в виде психического, эмоционального,
интеллектуального напряжения. Иногда это заболевание сохраняется и у
взрослых.
Из истории
Попытку отыскать причину вредной привычки у
школьников в 1893 году впервые предпринял французский врач М. Берильон.
Он обследовал целый ряд школ в округе Парижа и в самой столице. Ногти
грызли везде, но число «грызунов» варьировалось в каждой школе. В одной
училось 265 учеников, четверть из них оказалась подвержена вредной
привычке. Зато в другой школе, где было всего 22 ученицы, привычка
грызть ногти,  была зафиксирована уже у половины из них.  Получалось,
что, девочки грызут ногти чаще, чем мальчики. Причем процентное
соотношение между полами в городе и регионах различно. Врач
предположил, что одной из причин вредной привычки может быть
нервозность, а невротическое состояние нередко сопровождается
обгрызанием ногтей.
На другом континенте, в Америке, провели
исследование среди взрослых. Ученые протестировали две группы людей,
средний возраст которых составлял 27 лет. В одну группу собрали
«грызунов», в другую – тех, кто не замечал за собой подобной привычки.
Оказалось, что людям, грызущим ногти, присуще повышенное чувство
тревоги, причем в солидном возрасте продолжают грызть ногти те, у кого
и в детстве была повышенная тревожность. Это люди беспокойные, они
пристально следят за собой, стараясь подавить свою вредную привычку.
Существует также целая категория «школьных» привычек, или неврозов
навязчивых движений. Ведь грызть можно не только ногти, но и карандаши
или ручки.
Результаты исследований
  Дальнейшие исследования привели к
теориям столь парадоксальным, что люди, далекие от психологии, скорее
всего, воспримут их как издевку. Выяснилось, что ногти грызут те, кто
пытается наказать себя подобным способом за непристойные и глупые
мысли. Возможно, это символическая расправа с собственной
агрессивностью. Психологи предположили также, что дети, грызущие ногти,
протестуют таким способом против чрезмерно заботливых родителей, а то и
пытаются достигнуть первобытного, неухоженного состояния, когда не было
никаких ножей и маникюрных ножниц. Ну и, наконец, привычка грызть ногти
– это не что иное, как скрытое стремление к саморазрушению.
Иногда
свою роль могут сыграть и приметы, на взгляд цивилизованного человека,
смехотворные. Например, студенты в пору экзаменов обгрызают ногти,
потому что стричь их  считается  плохой приметой: можно получить
двойку. 
Не многие утруждают себя пониманием и осознанием
внутренних причин, побудивших их грызть ногти, но пытаются изо всех сил
избавиться от порока, пробуя на себе самые невероятные способы.
В чем причина?
Существуют разные мнения насчет того, как может
появиться эта привычка. Однако даже сами «грызуны» замечают, что часто
она впервые появляется в ситуациях возрастных кризов. Нервничая,
находясь в состоянии стресса, они начинают грызть ногти. Другую причину
«грызуны» связывают с передачей на генетическом уровне, поскольку во
многих семьях, в которых дети грызут ногти, их родители тоже делали это
когда-то (либо делают до сих пор и не признаются в этом). Следующая
причина возникновения привычки – приобретенная, аналогичная сосанию
пальца в детстве.
Итак, причины этой вредной привычки следует искать
в психическом развитии человека, в его окружении и
эмоционально-тревожном климате семьи.
С психоаналитической точки
зрения эмоциональная жизнь человека формируется с самого рождения, с
того момента как младенец начинает испытывать удовольствия,
неудовольствия, учиться переживать собственную тревогу, исходящую как
изнутри (например, голод), так и снаружи (например, утрата
внутриутробного состояния, изменение температурной среды, боль,
дискомфорт). Это может восприниматься как нападение враждебной силы,
как преследование. Первые переживания ребенка связаны с кормлением и
присутствием его матери, которая помогает ему справиться с тревогой. В
дальнейшем психическом развитии ребёнка «принимать и познавать» новый
для него окружающий мир необходимо присутствие и участие отца. Это
период, когда родители помогают, охраняют своего ребёнка от
чрезмерного, непереносимого напряжения и возбуждения. Дают ему то
чувство удовольствия, чувство свободы (от голода, напряжения и т.д.),
то эмоционально-физическое равновесие, которое достигается после
переживания тревоги.
Но что происходит, если тревога, как реакция на
определённые фрустрации (лишения), например, ввиду отсутствия ухода и 
ласки (телесной и эмоциональной) обязательных на этой стадии
удовлетворений приводит к хроническому эмоциональному напряжению, к
состоянию разбалансировки гармоничного  телесного и чувственного
развития, с возможностью последующей конфликтной реактивации?  У
«грызунов» при клиническом обследовании выявляется существование
неосознанного, так называемого, внутреннего психического конфликта. При
его не удачном разрешении в кризисные периоды происходит нарушения их
аффективного (чувственного) равновесия. Кроме того, эти эмоциональные
переживания приводят  к сложности в адаптации к новым внешним условиям.
Образно говоря, воссоздаётся  ситуация, связанная с его прошлым, его
историей психологического развития, которая мешает жить ему в
настоящем, когда «душа ссориться с телом, нападает на него и грызёт».
Эта «ссора»  и есть примитивный способ решения конфликта, к сожалению,
не совсем удачный. Согласно древнему принципу, душа и тело являются
взаимозависимыми элементами, но никак не противопоставленными. Поэтому,
когда речь идёт о таком распространенном явлении, как грызение ногтей,
на самом деле речь идёт о конфликтах «грызуна». Здесь можно увидеть
определенную последовательность конфликтных ситуаций или событий,
которое впоследствии становится для него «стрессом», когда принуждения
или агрессия, исходящая из внешней среды вызывает реакцию напряжения.
Сначала с внешним миром, а потом уже с его внутренним. Здесь очень
важно обратить внимание на ту связь, которая существует между
конфликтной ситуацией и самим «грызуном». Эмоциональная напряженность,
которую он испытывает, «разворачивает» психический процесс.  Далее,
внутренний конфликт преобразуется во внешний. Картина, на которую
обращает внимание  «грызун», обратному восстановлению не подлежит.
Ногти сгрызены. О, ужас! Что делать? Содержание смысла внутреннего
конфликта «грызну»  не доступно и обычно отрицается даже его наличие.
Способы избавления  
Один из приемов терапии вполне по силам
специалисту, делающему маникюр и заботливо ухаживающему за ногтями
«грызуна». Мастер маникюра может позаботиться и о душевном состоянии
клиента, выслушать, что его беспокоит, объяснить ему, к примеру, что за
неделю можно «съесть» не так уж мало - 1,3 миллиметра ногтевой
пластины, то есть ноготь съедается целиком за период от трех до шести
месяцев. Обгрызенные ногти искажают не только эстетическое восприятие
«грызуна» другими людьми. Глядя на обгрызенные ногти, человек формирует
негативное отношение к самому себе. Кроме того, это прямой урон его
здоровью: постоянные открытые микроранки на кончиках пальцев рук –
открытые входные ворота для любых болезнетворных бактерий.
В
настоящее время выбор косметических услуг и косметических средств для
ухода за ногтями огромен. Поскольку грызть ухоженные ногти намного
труднее, жалко времени и потраченных денег, вредную привычку можно
постепенно свести «на нет». Но и это не всегда бывает результативным.
Красивые ногти побуждают некоторых страдальцев  грызть их с удвоенной
силой!
В этом случае ситуация осложняется. Пагубная привычка
представляет собой клиническое проявление невроза, которое
характеризуется проявлением тревоги, нарушениями сна,
раздражительностью, снижением памяти и работоспособности,
«прокручиванием» одних и тех же мыслей, апатией, снижением настроения,
конфликтностью, необоснованными идеями собственной виновности,
никчемности. В этом случае следует обратить внимание на поиск причины и
лечение невроза. Само лечение предполагает обратный путь: высвободить
свои эмоциональные проявления, подавленные желания, вернуть свободу
своему фантазированию. От действий «грызть себя» (ногти, как часть
себя), перейти к другому, более эффективному действию «говорить о
себе», к словам. Разговор со специалистом поможет соединить вам то, что
когда-то претерпело разрыв, в результате вы сможете лучше понять свой
внутренний мир и своё окружение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий