среда, 3 ноября 2010 г.

Какие логопедические проблемы бывают у детей?

 

(Фото: siamionau pavel, Shutterstock)

(Речь – это высшая функция. Отсутствие речи может привести к необратимым нарушениям в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. В то же время излишнее стимулирование не всегда обосновано. И тоже способно вызвать нарушения в психике малыша.
Речь ребенка – это не только, когда он говорит слова и предложения. Это еще и весь доречевой период – агуканье, гуление, лепет. Все эти этапы тоже должны быть. И желательно по временным нормам. Отсутствие какого-либо этапа может указывать на серьезные нарушения в общем развитии крошки.
Хорошо, когда взрослые внимательно относятся к своему ребенку и следят за его развитием. Они знают все возрастные нормы и требования к уровню развития. Посещают специалистов, ходят на занятия. Но есть и другие. Кто считает, что до школы можно не волноваться.
Большинство родителей замечают проблемы с речью, когда ребенку уже 3-4 года, а он еще не разговаривает. Начинается хождение по специалистам. При этом к логопедам идут в последнюю очередь.
Кто-то, напротив, слишком рано начинает бить тревогу. Малышу годик-полтора, а от него ждут развернутых предложений и рассказов, как у Толстого.
Есть еще одна категория родителей. Придут на прием в два года, а потом только перед школой. Или когда уже в школе посоветуют к логопеду обратиться. Объясняют это тем, что им сказали прийти попозже. Но попозже – это каждый год или через год. Ребенок растет, нормы меняются.
А ведь знание элементарных основ может помочь избежать серьезных проблем в будущем. И сохранить нервные клетки родителей.
Давайте рассмотрим, какие бывают логопедические проблемы. Вот список основных, которые могут возникнуть у относительно здорового ребенка: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи (ОНР), задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), алалия, афазия,дислексия, дисграфия, смягчение, озвончение/оглушение, нарушение строения артикуляционного аппарата, темповая задержка развития речи, проблема со слухом, педагогическая запущенность, проблема семи нянек, недостаток внимания. И такая экзотика, как полипы в носу.
Последние четыре пункта – это мой практический опыт работы с детками. Рассмотрим по возможности каждый пункт. Начнем с «сопутствующих» проблем: избыток внимания (семь нянек), недостаток внимания, педагогическая запущенность, нарушение слуха и «экзотика».
У меня был случай в практике, когда ребенок очень плохо разговаривал при нормальном артикуляционном аппарате и общем развитии. При этом создавалось впечатление, что он немного отстает в развитии.
После осмотра малыша я задала маме вопросы про беременность, роды, первые годы жизни ребенка. Потом всё-таки посоветовала сходить слух проверить. Что-то мне не понравилось в том, как мальчик отвечал на вопросы. Иногда всё слышит и говорит. А иногда как будто не к нему обращаешься. После обследования оказалось, что у него полипы в носу. Они давили на евстахиеву трубу и мешали полноценному слуху. Из-за этого он и говорил плохо и вел себя неадекватно. Дышать надо носом!
Многие спрашивают: какая связь между заложенным носом и речью? Обычно я отвечаю так. Во-первых, когда ребенок дышит ртом, кислород не попадает в голову. Он сразу идет через горло в тело. Головному мозгу не хватает кислорода, и он для нормальной работы «исключает» лишние функции. Никогда не задумывались, почему речь формируется самой последней? Кстати, кислородное голодание мозга может привести к отставанию в умственном развитии.
Во-вторых, просто атрофируются челюстно-лицевые мышцы. Происходит сбой в работе артикуляционного аппарата. А это тоже не способствует развитию речи.
Недостаток внимания и его избыток в равной степени могут привести к тому, что ребенок не будет говорить. Или будет, но неправильно.
В первом случае проблема в том, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. С ним просто не разговаривают в том объеме, который нужен маленькому человеку для полноценного развития. И когда приходит время идти в садик или школу, выясняется, что он не умеет общаться. Просто не знает, как это делается. Произносит слова не полностью. Или не умеет строить предложения. Про звуковку пока не говорим.
Во втором случае все проблемы речи присутствуют, но по другой причине. Ребенку просто не дают говорить. А зачем? Он еще подумать не успел, как мамы-бабушки-тети-няни бегут вприпрыжку исполнять его желание.
Отсутствие слуха зачастую приводит к отсутствию речи. Беспокоиться родители начинают годам к трем, когда уже ясно, что ребенок не говорит, а только пищит. Или произносит отдельные слова, может реагировать на речь близких людей. На приеме логопед проверяет все возможные причины отсутствия речи. В том числе и наличие слуха. Говорит в чем проблема, а ему не верят. Всячески доказывают, что их ребенок слышит. И только после долгих объяснений соглашаются сходить слух проверить.
Почему-то считается, что отсутствие слуха непременно связано с умственной отсталостью. Но это не так. Слух может пропасть по разным причинам и никогда из-за умственной отсталости.
Педагогическая запущенность – бич нашего времени. Родителям некогда обращать внимание на ребенка. Спихнут его бабушкам-дедушкам, в садики, и, довольные, не обращают внимание на неправильную речь своего чада. А он, не зная, как произносится то или иное слово, привыкает к неправильному произношению. На каком-то этапе это всё кажется очень забавным. Кто не умилялся, слыша, как малыши говорят на сахар – хахаль или вместо собака – бабака? Или мотолок, мамалет и так далее.
Но дело в том, что если для двухлетки это нормально, то для четырехлетнего карапуза такие слова уже недопустимы.

Кроме того, правильная речь – это еще и умение составлять рассказы, отвечать развернутыми предложениями, правильно согласовывать в них слова. Будьте внимательны к своему ребенку, следите за его развитием и вовремя обращайтесь к специалистам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий