понедельник, 15 ноября 2010 г.

Игры на развитие сенсорных способностей

Предлагаю Вам поиграть с ребенком в игры, которые будут способствовать развитию его сенсорных способностей.

ФОРМЫ

Игра направлена на развитие восприятия формы. Вы выбираете какую-нибудь форму — квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, круг, овал, пятиугольник или трапецию. Цель игры — за 1 минуту назвать 3 предмета, имеющих похожую форму. Например, вы выбрали прямоугольник, тогда ребенок может назвать такие предметы: книга, телевизор, шкаф. Тот, кто справился с заданием, получает очко. Очередь называть предметы переходит к другому участнику игры. Повторять предметы не разрешается.

Игра станет сложнее, если ввести правило называть не 3, а 5 предметов аналогичной формы за то же самое время.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

С помощью этой игры ребенка можно научить навыкам зрительного обследования и анализа предметов, а также словесному описанию их формы. Для игры можно использовать различные предметы или игрушки. Возьмите какую-нибудь игрушку и продемонстрируйте ребенку, как ее нужно обследовать. Сначала дайте ей общую характеристику — что это за игрушка (например, это машинка), как с ней играют, какой она имеет контур и т.п. Затем обратите внимание на ее части и мелкие детали с точки зрения формы (круглые колеса, трапециевидное лобовое стекло, прямоугольная крыша, круглые фары, пятиугольные двери и т.д.). После этого выберите другой предмет и предложите ребенку сделать то же самое. Выигрывает в игре тот, кто правильно указывает большее количество деталей.

В результате игры ребенок должен овладеть следующей последовательностью обследования предмета: 1) выделять общую форму предмета, его контур; 2) выявлять основные части предмета и называть их свойства (круглые колеса, прямоугольная крыша и т.д.); 3) определять пространственное расположение основных частей; 4) указывать пространственное взаимоотношение более мелких частей.

Если ребенок затрудняется в описании предмета, то вы можете помочь ему наводящими вопросами, сами выделите какую-нибудь деталь и попросите назвать ее форму и т.д.

ЗВЕРЯТА СТРОЯТСЯ

В игре совершенствуется умение ребенка различать и упорядочивать предметы по величине. Подготовьте 10 цветных картонных полосок одинаковой ширины, которые отличаются по длине на 1 см (от 1 до 10 см). Разложите перед ребенком на столе полоски вертикально (т.е. так, чтобы «ширина» была по горизонтали, а «длина» — по вертикали) и расскажите малышу про них сказку: «Жили-были в лесу зверята. Все они были разные: и маленькие, и большие. Однажды лев, царь зверей, решил собрать всех жителей леса и определить, кто какой высоты: кто самый высокий, а кто самый низкий. Собрались звери около льва и стали строиться в ряд от самого низкого к самому высокому. Толкались, пыхтели, а построиться так и не смогли. Помоги им справиться с этой задачей».

Посоветуйте ребенку выбрать сначала самую маленькую полоску, затем — самую маленькую из оставшихся и т.д. При затруднении предложите ребенку померить полоски. Когда все звери будут построены в ряд, спросите малыша, кто, по его мнению, из животных может попасть в этот ряд, пусть назовет зверей маленьких, средних и больших по росту (по высоте).

Ту же самую игру можно провести, выясняя, например, кто самый широкий (или толстый) независимо от роста. В этом случае нужно повернуть полоски на 90 градусов, чтобы они отличались друг от друга по ширине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий