Жил на свете один человек, было у него три дочери. Матери у них не было, а была злая-презлая мачеха. Что колючки в глазах — то для мачехи мужнины дочки.
Притворилась мачеха больной, говорит мужу:
— Уберешь дочек — встану, нет — умру.
Задумался старик: как избавиться от дочерей? Подумал, подумал и решил:
— Пойдемте, дети, наберем яблок, я знаю хорошую яблоню.
Пошли, взяли с собой палас. Под яблоней была вырыта большая яма. Постелил старик палас поверх той ямы, прикрыл сверху листьями, залез на яблоню и говорит дочкам:
— Я буду сбивать яблоки, а вы возьмитесь за руки, подбегите все вместе и собирайте.
Растряс старик яблоню, взялись дочки за руки, побежали, ступили на палас, провалился палас, и все три девушки вместе с яблоками попадали в яму.
Слез старик с дерева и поплелся домой.
А девушки сидят в яме и плачут. Проголодались девушки, и говорит старшая:
— Съешьте меня, сестры, не могу я больше мучиться!
— Нет, меня съешьте, нет сил моим мукам, — говорит средняя.
А младшая стала просить добрых духов:
— Пусть на время одна рука у меня станет заступом, другая лопатой.
Стала одна рука девушки заступом, другая лопатой. Роет она землю заступом, выгребает лопатой; рыла, рыла и дорылась до царских конюшен. Руки опять стали прежними. А в конюшнях кони стоят, едят изюм с миндалем.
Подошла девушка, сама наелась и для сестер взяла. Так лазила она в царские конюшни и таскала изюм с миндалем.
Похудели кони. Доложили конюхи царю:
— Кормим коней изюмом с миндалем, а они все худеют и худеют.
Поставил царь сторожей, смотрят сторожа — пришла девушка и давай выгребать в подол из кормушек изюм и миндаль. Схватили ее, ведут.
— Куда ведете? — спросила младшая сестра.
— К царю.
— Так подождите, приведу сестер, всех вместе поведете.
— Хорошо.
Отвели всех трех сестер к царю, рассказали те ему все.
Царь спросил старшую сестру:
— Что ты умеешь делать?
— Я такой ковер сотку, что все твое царство усядется и еще место останется.
— А ты что умеешь? — спросил царь среднюю.
— Я такой обед сварю, что в яичной скорлупе уместится, а весь твой народ тем обедом насытится.
— А ты? — спросил царь младшую.
— Я могу родить золотокудрых детей — мальчика и девочку, — сказала младшая.
Царь женился на младшей, а старших отдал своим советникам.
Прошло время, родила царица золотокудрых детей. Завидно старшим. Выкрали они детей, подбросили вместо них щенят, золотокудрых детей бросили в колеса мельницы, а царю доложили:
— Родила твоя жена щенят, а не золотокудрых детей.
Разгневался царь:
— Возьмите ее, привяжите к воротам: пусть прохожие плюют ей в лицо и грудь сажей мажут.
Привязали бедную женщину к воротам, плюют ей в лицо, мажут грудь сажей.
А мельник услышал детский плач, вышел. Видит — застряли в колесах дети — мальчик и девочка.
— Не дал мне бог своих детей, так хоть их усыновлю, — сказал мельник, взял золотокудрых детей, выстроил им дом и поселил их там.
Прошло сколько-то времени, дети подросли.
Вот раз царь затеял пир. Позвал он на тот пир всех подданных — мужчин и женщин.
Пошли и золотокудрые брат с сестрой. Кто ни пройдет в ворота, все плюют в лицо этой женщине и мажут ей грудь сажей. Подошли золотокудрые брат с сестрой, отмыли ей грудь и поцеловали, а лицо розой обласкали.
Собрались гости к царю, сели, разговаривают. Встал золотокудрый мальчик и говорит царю:
— Та женщина, что к воротам прикована, — моя мать, а ты, царь, — мой отец.
Не поверил царь.
Взял мальчик со стола сухую виноградную ветвь и сказал:
— Если все это правда, и она — моя мать, путь зазеленеет эта ветвь и повиснут на ней гроздья винограда.
Потом взял жареного фазана и сказал:
— Если это правда, и ты, царь, — мой отец, путь оживет этот фазан, прыгнет на эту ветвь и крылами поведет.
Только он произнес — зазеленела в его руках ветка, повисли на ней спелые, сочные ягоды винограда, а фазан ожил, взлетел на ветку и встряхнул своими красивыми крыльями.
Обрадовался царь, обнял своих детей и стал целовать.
Привели мать, одели ее в царские одежды и воздали ей царские почести. А злых сестер из царства далеко за высокие горы прогнали, чтобы они никогда обратную дорогу не нашли.
Мор там, пир здесь,
Отсев там, мука здесь.
Седло в Мцхета я забыл,
Сбрую — на Арагви,
Дай вам всем победы,
Кто добром живет.
Разве сказки не должны быть поучительными? Или добрыми, хотя бы...
ОтветитьУдалить