Учителя младших классов бьют тревогу: дети 6–7 лет плохо говорят, нечетко произносят отдельные звуки и имеют бедный словарный запас. В результате это мешает ребенку грамотно писать и усваивать знания в целом
Языковая норма
Чтобы не упустить время и не столкнуться с проблемой косноязычия в школе, родителям стоит заранее узнать основные этапы развития речи.
Специалисты считают, что современный ребенок к 4,5–5 годам должен уметь четко произносить все звуки, говорить связно, использовать сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте малыш уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить описание картинки, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка пяти лет в норме составляет от 4 до 5 тысяч слов. На пятом году жизни малыш способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Однако не все пятилетние дети достигают языковой нормы. Нередко возникают ошибки в произношении звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование.
Типичные ошибки
У некоторых пятилеток еще не закончилось усвоение шипящих звуков («ш», «ж»), звуков «л», «р». Они даже могут совсем отсутствовать в речи. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков «с», «з», «ц», горловое («картавое») «р». Случается и замена одних звуков другими, например, «ш» на «с», «р» на «л», «с» на «т» («сапка» – «шапка», «лакета» – «ракета», «табака» – «собака»).
Встречаются у дошколят и дефекты смягчения звуков, когда твердые произносятся мягко («дом» – «дем») или, наоборот, мягкие произносятся твердо («опять» – «опат»). Если вы заметили у своего ребенка эти проблемы – обратитесь к логопеду.
Словарный запас некоторых детей беден, ограничен. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, заменяя на более простые в плане произношения («мидол» – «помидор», «тибот» – «бутерброд», «мимамот» – «бегемот», «мосалет» – «самолет»). Иногда речь малышей изобилует ошибками в согласовании слов между собой. Например: «Мальчик бежит на собаком», «Я еду на машиной», «Девочка мечтает о кукла». Некоторые дети даже в 6–7 лет не могут составить рассказ по картинке. Они просто перечисляют изображенные предметы. Встречаются и нарушения темпа речи. Темп может быть как убыстренным, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», недоговаривая окончания слов, так и замедленным.
Причины медицинские
Чем могут быть вызваны трудности в усвоении языка? Вот основные причины:
Неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития, особенно на 3–4-м месяце беременности: токсикозы, хронические, инфекционные и вирусные заболевания матери, курение женщины во время беременности, стрессовые ситуации, тяжелые физические и эмоциональные нагрузки. ●
Осложненное протекание родов: родовая травма, асфиксия плода – удушье. Фактором риска является недоношенность ребенка (особенно когда вес при рождении менее 1500 г) или его незрелость. Все эти обстоятельства могут привести к поражениям отделов мозга, отвечающих за развитие речи. ●
Особенности строения речевого аппарата, передающиеся по наследству, например расщелина неба и губы; своеобразие развития некоторых структур головного мозга, ответственных за осуществление речевой функции. ●
Если кто-либо из родственников поздно начал говорить или имел (имеет) различные нарушения речи (заикание, быстрый темп речи), ребенок может унаследовать предрасположенность к этим нарушениям.
Травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные и инфекционные заболевания мозга (менингит, энцефалит), различные неврологические расстройства, психические травмы, недостаточность эмоционального общения, подверженность частым простудным и инфекционным заболеваниям. ●
Укороченная подъязычная связка (уздечка), которая не позволяет языку высоко подниматься, что необходимо для произнесения некоторых звуков. ●
Аномалия прикуса, неправильное строение зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи может попадать в эти расщелины, искажая звукопроизношение. ●
Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое, так называемое готическое небо препятствует правильной артикуляции многих звуков. ●
Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная малоподвижная верхняя губа затрудняют произношение губных и губно-зубных звуков («б», «п», «в», «ф»). ●
Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата – языка, губ, нижней челюсти. При произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать определенное положение. ●
Точные движения губ, языка, мягкого неба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К мышцам этих органов из коры головного мозга передаются сигналы – импульсы.
При органическом повреждении коры головного мозга или проводящих путей передача этих импульсов нарушается, что приводит к параличам и парезам (мышечной слабости, вялости). При таких условиях звуки произносятся с большим трудом и искаженно.
Нарушение слуха. При снижении слуха речь ребенка развивается с существенными отклонениями от нормы. На формировании звукопроизношения у детей отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (парные «б» и «п», «с» и «з», «г» и «к», «т» и «д» ●) кажутся им одинаковыми, и ребенок произносит «супы» вместо «зубы», «гом» вместо «ком». Семейное влияние
Еще одной причиной нарушения развития речи является неблагоприятное социальное воздействие. Если взрослые в семье не следят за своей речью и невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, это плохо сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Иногда родители, подлаживаясь под детскую речь, «сюсюкают» с малышом, это задерживает развитие у него правильного произношения.
Нарушение звукопроизношения может возникнуть и вследствие подражания. Ребенок может подражать и детям, и взрослым, чья речь неясна, искажена, слишком тороплива. Может плохо сказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разговаривая в раннем возрасте на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Полезная игра
Прежде всего внимательно прислушивайтесь к тому, как говорит ваш малыш, если видите какие-то проблемы – обратитесь к специалистам. Но и сами родители могут помочь своим детям. Всем без исключения будет полезна артикуляционная гимнастика, а чтобы делать ее было не скучно, можно сопровождать выполнение упражнений сказкой. Например, расскажите ребенку сказку о язычке. Жил-был на свете язычок. Жил он в своем домике-ротике. Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот). Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык).
Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу), светит ли солнышко, посмотрел вниз (положить на нижнюю губу), нет ли луж, и решил погулять. Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами). Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15). Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо‑влево раз 10–15), настала ночь. Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома (поцокать языком). Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.
Чтение сказки сопровождайте показом, лучше всего делать упражнения вместе с ребенком перед зеркалом. Перегружать малыша не нужно, вполне достаточно 5 минут в день, здесь важна регулярность выполнений.
В целях развития речевого дыхания и артикуляции просите ребенка надуть щеки (парус),дотянуться языком до носа, показать, как кошка пьет молоко…
Как вспомогательное средство хороши игры, стимулирующие развитие мелкой моторики, – различные пазлы, конструкторы, шнуровки.
Чем раньше вы обратите внимание на дефекты речи вашего ребенка, тем быстрее и лучше сможете их исправить.
Кстати
Некоторые специалисты считают, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX – начала XX века. Объясняется это высоким зашумлением среды обитания (в домах постоянно работают радио, телевизор, ведутся телефонные разговоры, на улице и в транспорте – грохот, скрежет, гул…). Окружающий шум мешает ребенку воспринимать голос матери или бабушки, не позволяет вычленять из общего звукового фона отдельные слова.
Автор: Елена Чиркина
Комментариев нет:
Отправить комментарий