среда, 3 ноября 2010 г.

Как обучать ребёнка правилам безопасности по народным сказкам

 

«Да это же триллер какой-то», - шёпотом, чтоб не разбудить уснувшую в коляске племянницу, сказал сын. И потряс маленькой книжкой. Я посмотрела на обложку. Триллер назывался «Колобок».

А действительно, почему сказки (и песенки, и прибаутки) для самых-самых маленьких такие плохокончающиеся?

И вот что ещё интересно (обращали внимание?): сказки для детей постарше как правило заканчиваются хорошо.

В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают «жить-поживать». А у младенцев - сплошной «караул!». То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать? Конечно, нет.

Инструкция для родителей

Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чём-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется, что будет, если:

  • если младенца положить на краю;
  • если оставить без присмотра (или оставить ребёнка под присмотром ненадёжных людей);
  • если по вашему недогляду «хвостиком заденет», чего задевать не полагается;
  • если положить «остывать на окошке» без надзора;
  • если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место.

Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причём в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Ёмкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдёте в ней массу полезных советов- напоминаний по технике безопасности.

МИНИ-ПРАКТИКУМ

В какой сказке?

Попробуйте самим подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам- предостережениям. Заметите в сказках ещё много чего интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребёнка без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

А в каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие советы и предостережения даются в них?
Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете почему? Может быть, потому, что много раз и по-разному повторённое в голову хорошо западает?

Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и проживая вместе с ребёнком разные ситуации, мы тоже узнаём что-то новенькое о себе? Может быть, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят - на какой-то иной уровень. И рассказывают - о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.

Не убегай за край!

А что касается самих детей...

У маленьких детей воображение ещё спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что «быть проглоченньм» и «умереть», по сути, одно и то же. И не пугает его, что «рожки да ножки» остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу всё равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Но интонации у вас разные! Но ваш голос настораживает! И маленький ребёнок сначала смутно, потом всё яснее и чётче осознаёт: что-то тут не так. Ребёнок вслушивается, и что-то откладывается в его памяти, и потихоньку-полегоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения - правила безопасности. Заранее, до того как придёт пора пугаться. Причём важная для малышей информация подаётся в самой доступной форме - в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь.

Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок...». Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.

«Край» - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за «краем», находится чужая «земля», на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, - «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного).

Конечно, со временем «своя» территория начнёт расширяться. Сначала - до размера комнаты, потом - до размера квартиры, «своего» двора... К году малыш встанет на ножки и пойдёт. Но, приближаясь к границе «своего», то есть освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил - новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».

Ну а что случится, если всё-таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти». («Что с ним случилось? Да-да, «остались от козлика рожки да ножки».)

Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось...

Такие сказочные «инструкции по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.

Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошёл без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам - вот чему мы можем научить ребёнка благодаря колобку.

В сказке всё сказано, всё объяснено. Ваша задача - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети «срисовывают» отношение к чему- или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите своё отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите внимание! - никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребёнка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребёнку понять: в чём же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса - ам! - и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?

ПРАКТИКУМ

Чтоб от сказок польза была

1.  Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.
Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.

2.  Задайте малышу вопросы:

  • Почему же убежал колобок?
  • А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова - основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
  • С кем колобок встретился?
  • От кого убежал?
  • А кто его обхитрил?
  • Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошёл один, а разве можно уходить одному?)

3. Для детей постарше:

  • Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе... (Всё как у нас в жизни, не правда ли?)
  • Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию)? А ещё? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)
  • Если ваш малыш говорить ещё не умеет - всё равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!» Или можно так: «Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что...»
  • Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчинённых предложений: малыш в них запутается. И - не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!)
  • Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребёнка («Наша Женя умница, она не убегает одна... А лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?»)
  • Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребёнка предупреждают - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а ещё лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребёнка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. «Не будь, малыш, самонадеян - всегда найдётся тот, кто хитрее тебя».

Конечно, делаете вы это не всё разом. Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда «поайкайте», когда спросите. А когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдёт суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

  • В колобка хорошо играть. Пусть иногда ваш колобок не сидит покорно на лисьем носу, пусть удирает во все лопатки.
  • Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать её волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остаётся только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребёнок - будете учить потом, когда подрастёт. Сейчас ваша задача - заложить фундамент безопасности. Будет фундамент крепкий - и здание (знание!), возводимое на нём, не рухнет.

Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребёнку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с дошколёнком другие народные сказки.

  • А какие ещё сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?
  • Кто не послушался и попал в беду?
  • А что надо было сделать этому герою?
  • Кто спас его/её?
  • Как бы ты поступил на его/её месте?

Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.

Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы - убегай.

Инструкция по спасению

Недавно одна мама рассказывала, как была потрясена и обрадована результатом, когда её дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице её девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у неё то совочек, то ведёрко, то просто выталкивал с лучшего места. В общем, плакала она регулярно. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка».

Прочитали (и не один раз), поговорили-обсудили, а потом даже поиграли (тоже не один раз). Дочка была петушком, которого утащила лиса, и другим петушком, который прогнал лису из избушки, а мама, соответственно, всеми остальными зверятами. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась: 1) звать на помощь; 2) постоять за себя.

Вот вопросы, которые помогли маме акцентировать внимание ребёнка на том, что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться самой.

Сказка «Зайкина избушка». Кто поселился в доме у зайчика? Кто хотел помочь зайчику, да не смог. Почему убежали и собачка, и медведь? Кто выгнал лису? (Петушок.) Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.)

Сказка «Кот, петух и лиса». Что делал петушок, когда его тащила лиса за тёмные леса? А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

И знаете, что малышка сделала, когда снова оказалась в злосчастной песочнице и её снова стали толкать? Прибегла к самому надёжному средству обороны, которое у неё имелось. Она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Причем визг у неё переходил в ультразвук, так что уши просто закладывало. Два-три солидных визга - и больше на неё не нападали. Другие мамы предпочли вовремя останавливать своих боевых малышей, а те - не лезть: кому приятно, когда звенит в ушах от чужого вопля?

Вот так сказка помогла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий