Рыбка и крокодил
Возраст: от 1 года до 5 лет.
Что мы делаем:
• Развиваем координацию движений, скорость двигательной реакции.
Как мы это делаем?
Разыграйте с малышом историю про ловкую рыбку и неповоротливого крокодила, который хочет съесть рыбку на обед.
Скажите малышу, что сейчас рыбка плавает, - сомкнутыми ладошками выполняйте волнообразные движения. Потом пусть рыбка “нырнет” (сделайте обеими руками ныряющее движение) и “заснет” на дне (положите ладошки под щеку).
В это время голодный крокодил (то есть вы) раскрывает свою “пасть” (ладони) и хочет поймать рыбку (схватить малыша за ручки). Ловкая рыбка “просыпается” и уплывает (прячет ручки).
Зачем и почему мы это делаем:
Для имитации движений плавающей рыбки малышу необходимо освоить согласованные действия двух рук: они должны двигаться синхронно, при этом перемещаться вместе, в одну сторону. Этот навык сложен тем, что движение не симметрично относительно оси тела (например, когда правая рука идет вправо, левая идет тоже вправо). Подобные движения позволяют включать в регуляцию движения оба полушария мозга, способствуют формированию связей между полушариями.
Второй развивающий момент в этой игре связан со скоростью двигательной реакции: малыш должен успеть отреагировать на приближающегося “крокодила” и совершить нужные действия (“спрятаться”). Надо отметить, что широкий возрастной диапазон, которому адресована эта игра, не случаем. В любом возрасте ребенок получает огромное удовольствие от переживания своеобразных эмоциональных “качелей”: сначала страшно, потому что опасность, а потом облегчение и радость, потому что опасности избежал. То есть дополнительно в этой игре происходит и развитие эмоциональной сферы ребенка, тренируется его эмоциональная выносливость.
Удачливый рыбак
Возраст: от 1,5 до 2 лет.
Что мы делаем:
• Осваиваем орудийные действия.
• Тренируем координацию движений рук.
Как мы это делаем?
Возьмите емкость типа тазика или кастрюли и налейте в неё воду. Затем бросьте в неё несколько небольших резиновых игрушек или каучуковых шариков, разных фишек, пуговицы. Расскажите, как рыбак ловит рыбу. Дайте ребенку “удочку” – большую ложку с длинной ручкой или шумовку. Объясните ему, что надо выловить все предметы с помощью “удочки”, не касаясь руками.
Зачем и почему мы это делаем:
В этой игре малыш должен научиться справляться с ложкой. Этот навык весьма актуален для ребенка, который учится есть самостоятельно.
Развиваем внимание и память
А что забыли?
Возраст: от 2 до 5 лет.
Что мы делаем:
• Развиваем персептивное внимание, зрительную память.
Как мы это делаем?
Нарисуйте крупно на листе бумаги человечка, “забыв” нарисовать какую-нибудь часть его тела – руку, ухо, ногу.
Попросите ребенка посмотреть на рисунок. Вполне возможно, что он сразу заметит отсутствие какой-то части тела и радостно об этом вам сообщит.
Если малыш не заметил, что с человечком на рисунке что-то не так, задайте ему вопросы: “Глазки у человечка есть?”, “А ушки?”
Зачем и почему мы это делаем:
Подобные задания часто включают в интеллектуальные тесты.
Для того, чтобы обнаружить на рисунке пропущенную часть тела, ребенку приходится задействовать целый комплекс психических процессов, отвечающих за наблюдательность. Это восприятие, которое собирает информацию с рисунка; внимание, которое позволяет сосредоточиться и сканировать рисунок последовательно элемент за элементом; зрительная память, которая сверяет картинку с эталоном, который извлекается из памяти.
Подбери пару
Возраст: от 1 года до 3 лет.
Что мы делаем:
• Развиваем устойчивость и концентрацию внимания.
• Тренируем мышление.
Как мы это делаем?
Приготовьте несколько небольших кусочков ткани: в клеточку, в горошек, с любым другим узором. От каждого кусочка отрежьте по два лоскутка. Дайте ребенку в руки любой лоскуток, а остальные сложите в кучку. Попросите малыша найти в этой кучке такой же лоскуток, как у него в руках.
В конце игры обязательно потрогайте вместе с ребенком все лоскуточки. Покажите ему, что разные кусочки ткани на ощупь – разные.
Зачем и почему мы это делаем:
В этой игре ребенку приходится из большого числа лоскутков выбрать такой же, как у него в руках. Для этого малыш должен внимательно рассмотреть каждый из лоскутков. А для этого требуются и концентрация, и устойчивость внимания.
Кроме того, ребенку приходится сличать найденные лоскутки с тем, который у него в руках, сравнивать, искать сходства и различия – это все развивает его мышление (ребенок учится сравнивать и выбирать).
Не расстраивайтесь и не делайте поспешных выводов, если ребенок на первых порах будет хватать любой, хотя бы частично похожий на образец, лоскуток. Такая импульсивность связана с особенностями нервной системы маленького ребенка, в которой преобладают процессы возбуждения и недостаточно сформированы процессы торможения.
КОСТОЧКИ В... ИНТЕРЬЕРЕ
Осень – пора созревания овощей и фруктов. Мы варим варенье, отжимаем соки, консервируем овощи, просто едим осенние плоды в свежем виде. А они делают нас обладателями не только замечательных вкусовых ощущений и витаминов, но и... косточек.
К семенам и косточкам стоит относиться бережно, не выбрасывать их, а мыть, хорошенько просушивать, сортировать и раскладывать в открытые емкости, например, в стаканчики от йогурта.
Форма, фактура, цвет, величина различных семян – все может стать для ребенка предметом игр и исследований. Семена можно считать, двигая одним пальчиком. Передвигая семена, менять пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), менять руку (левая, правая). Семена и косточки можно выстраивать в ряд, по размеру, цвету, форме, попытаться отыскать у семечка (например, у арбузного) круглый и заостренный конец. Устроить соревнования, кто быстрее передвинет семена слева направо. Подобные игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики малыша, развивают координацию движений обеих рук и обогащают сенсорный опыт.
Наконец, косточки слив, вишни, абрикосов, персиков, семена тыквы, подсолнечника, дыни, арбуза, кабачков, огурцов, перца, яблока, груши, винограда, гороха, чечевицы и т.п. — это прекрасный материал для поделок.
Для крепления семян возьмем пластилин и густой клей ПВА. Густой клей ПВА можно получить, если оставить на 30—40 мин. на воздухе, налив его в небольшую емкость.
Законченные работы из семян лучше покрыть прозрачным лаком, это улучшит их внешний вид и сделает долговечными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий