вторник, 28 сентября 2010 г.

Поболтаем с пользой для развития!

clip_image001

Что же может быть лучше каникул или отпуска, когда вы имеете возможность проводить много времени со своим ребенком! Эта прекрасная пора для того, чтобы отвлечься от повседневности, заняться интересными делами, отправиться в путешествие или на исследование интересных мест. Однако за всеми новыми эмоциями и впечатлениями не забывайте о том, что вы можете провести это время с пользой для развития активного словаря своего ребенка.
Активный словарь
Побывав в незнакомом месте, ребенок получает новые впечатления и, конечно же, учится новым словам. Поводом обогатить его словарный запас может стать, к примеру, визит в музей, зоопарк, в ботанический сад. А вам стоит заранее подумать над тем, что вы сможете там увидеть и вспомнить, или даже составить небольшой список слов (название животных или деревьев, наименование различной техники и проч.) по теме предполагаемой экскурсии.
А после того, как вы с ребенком вернулись с прогулки, экскурсии или поездки, можно вместе поиграть в «догадки». Эта игра поможет ребенку «закрепить» накопленную информацию, научить ее классифицировать и покажет, как можно использовать в речи.
Пример:
- Давай поиграем в «догадки» о зоопарке
- Хорошо, только первым загадываю я! Он большой и на четырех ногах!
- Слон?
- Нет, это не слон! Он темного цвета!
- Медведь?
- Нет! У него рога и он живет в прерии.
- Догадался, это бизон! Теперь загадываю я! Это плотоядное млекопитающее!
- Медведь? Гризли?
- Нет, не правильно. Это водное млекопитающее.
- Это дельфин?
- Нет. Это водное животное, но живет оно на суше, обитает в Арктике.
- А, я догадался! Это тюлень!
В данном диалоге ребенок использовал основные характеристики (внешний облик, место обитания), чтобы вы по описанию могли догадаться о ком идет речь. То есть он тренировал умение классифицировать. А вы в свою очередь называли некоторые категории (млекопитающее, плотоядное, водное).
Такой навык категоризации появляется в речевой деятельности ребенка в более позднем возрасте, потому как категория в большей степени абстрактное понятие. Однако именно конкретизация постепенно становиться основой для закрепления активного словаря ребенка. И в этой связи, крайне важно показывать ему на практике, как можно применять этот навык в речи.
Слуховая память
Существует множество интересных языковых игр для детей, развивающих их слуховую память. Напомним одну из самых популярных: «Я отправляюсь в путешествие и с собой беру…». После этих слов первый участник говорит, предмет, который хотел бы взять с собой в дорогу, следующий участник повторяет все то, что сказал предыдущий и добавляет свой предмет. Третий перечисляет все ранее названные предметы и также называет свой, и так далее с последующими участниками.
Можно легко поменять тему этой игры и, к примеру, «отравиться на рынок, чтобы купить..» или «полететь в космос и там увидеть…». Другое занятие, которое эффективно сказывается на развитии слуховой памяти – это повторение считалочек и разучивание песен. Именно ритм слов помогает ребенку легко зпомнить даже самые сложные считалочки и песни, а также учит его составлять предложения намного длиннее тех, которые он обычно использует в повседневной речи. Такое занятие идеально подходит для длительных переездов на автомобиле, когда ребенка необходимо как-то развлечь. Так почему бы в пути не вспомнить и не спеть любимые в вашей семье песни? Только нужно разнообразить свой репертуар, чтобы ребенку не было скучно.
Фонологическая зарядка
Такое занятие поможет ребенку понять, что слово состоит из отдельных звуков. Это понимание способствует в дальнейшем освоению навыков чтения. Вот некоторые словесные игры, которые дают ребенку представление о составе слова.
Например, возьмем тему «Животные» и вспомним, а так же вместе с ребенком прочитаем и разучим всем известные стихи А. Барто:
Про лошадку.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Про бычка.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу,
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
..или С.Я. Маршака:
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире , И не две, а все четыре!
Тигренок
Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не киска!
.. или даже народные:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка!
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Ту же игру «Я отправляюсь в путешествие…» можно немного видоизменить: «Я лечу на Марс и вижу там...». А потом вспомнить и назвать как можно больше слов, которые начинаются на букву М. Можно, например, перечислить те слова на букву М, которые можно «встретить» на Марсе, а затем на ту же букву назвать те, которых на этой планете нет.
Например: «на Марсе живут марсиане, они носят майки, любят пить молоко и слушать музыку»; «На Марсе нет кроватей, зато можно легко найти матрасы»; «На Марсе не растет виноград, зато там продают мармелад».
Словесных игр существует превеликое множество. Вот, например: выбираем какую-нибудь букву и просим детей назвать как можно больше слов, начинающихся с нее. Проигрывает тот, у кого такие слова «закончились». Правила игры, конечно же, можно и стоит усложнить, предложив, например, называть только те слова, которые относятся к определенной категории (допустим, название деревьев, предметы мебели и проч.).
Структура фразы
Свободное время, которое вы вместе с ребенком проводите, к примеру, на пикнике, можно использовать для понимания временных связей и их употребление в разговорной речи. Вот так, допустим:
- Сейчас я приготовлю бутерброды, а потом мы их скушаем.
- Пока ты достанешь из корзинки фрукты, я порежу овощи.
- Как только папа вернется с работы домой, мы поедим за город.
Для того чтобы тренировать понятие последовательности выполнения действий, можно немного «схитрить», назначить ребенка командиром группы и выдать ему список поручений, выполнение которых он должен проследить.
Например: «Во-первых, надо собрать все игрушки, во-вторых, необходимо переодеться, в – третьих, вам нужно собрать рюкзаки…»
Все действия, которые выполняются в определенной последовательности, естественным образом помогают ребенку понять суть временных связей. Очень полезным в этой связи может оказаться совместное приготовление какого-нибудь несложного блюда по рецепту, или изготовление изделия своими руками по инструкции.
Для понимания пространственных связей можно поиграть в прятки. Только вам самим прятаться не придется, нужно будет спрятать какой-либо предмет, допустим, в комнате. Ребенок начинает его искать, а вы направляете его поиски словами «Правее!», «Левее!», «Посмотри наверх!» и так далее.
Кстати, рутинную домашнюю уборку легко превратить в увлекательное упраженение на тренировку пространственных связей. Главное здесь – мыслить нестандартно:
- Сынок, давай уберем твой меч в корзину с грязным бельем?
- Нет, мама, он там не должен лежать!
- Тогда положим его за холодильник?
- Но ведь я не смогу его оттуда достать!
- Тогда я придумала, мы положим его тебе на голову!
- Нет, мама, давай лучше я повещу меч на стену, чтобы он был всегда
под рукой, если на меня ночью нападут враги!
Итак, нет ничего проще, чем развивать словарный запас вашего ребенка в процессе вот таких увлекательных и забавных занятий. Так что проводите свободное время с пользой для языка!
Акимова Татьяна

Комментариев нет:

Отправить комментарий