вторник, 28 сентября 2010 г.

РЕБЕНОК ПРЕОБРАЗУЕТ МИР

Эта книга – звено в цепи наших раз­мышлений и нашей деятельности по защите великой силы детства.

Сегодня мир разделен, но он пытается определить пути своего будущего преобразо­вания. Обучение признано одним из важней­ших средств этого преобразования, посколь­ку бесспорно, что цивилизация не достигла до сих пор того уровня, на котором психиче­ский потенциал человека мог бы раскрыться полностью.

Я тоже думаю, что человечество по-прежнему слишком далеко от того, к чему страстно стремится, т.е. далеко от построения общества, в котором царят мир и согласие, в котором нет войн. Люди еще не в состоянии контролировать события и управлять ими. Скорее они остаются жертвами последних.

И хотя в обучении видят средство, спо­собное возвысить человечество, его трактов­ка все еще основана на устаревших концеп­циях. Обучение по-прежнему понимают только как развитие рассудка, в то время как оно должно стать источником сил обновле­ния и созидания.

Благородные мысли и возвышенные чувства всегда посещали людей и всегда переда­вались посредством образования, но войны от этого не прекращались. Бессмысленно на­деяться на лучшее будущее мира, если мы, как и прежде, станем втискивать обучение в старые схемы передачи знания. Чего стоит это знание, если мы пренебрегаем общим формированием человека? Есть некая особая психическая сущность, о которой мы ранее не догадывались. Некое социальное единст­во, с которым необходимо считаться. Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасе­ние, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество.

Ребенок наделен великими возможнос­тями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих спо­собностей.

В последние годы психическая жизнь новорожденного вызывала большой инте­рес. Одни исследователи сосредоточили свое внимание на первых трех часах после рожде­ния. Другие, в результате тщательных на­блюдений, пришли к убеждению, что наибо­лее важным периодом в развитии человека являются первые два года его жизни.

Величие человеческой личности изна­чально. Это весьма мистическое утверждение приводит нас к странному, на первый взгляд, выводу: обучение человека должно начинать­ся с момента его рождения. Но как практиче­ски обучать новорожденного младенца, ре­бенка первого или второго года жизни? Чему следует учить крошечное существо, которое не понимает наших слов и даже не умеет передвигаться? Может быть, говоря об обуче­нии совсем маленьких детей, мы имеем в ви­ду правила гигиены? Разумеется, нет.

Обучение в этот период должно пони­маться как помощь в развитии врожденных психических возможностей личности. И сле­дует отметить, что обычная, традиционная форма обучения, использующая в своем ар­сенале слово, в данном случае неприменима.

Невостребованное богатство

Исследования последних лет убедитель­но доказали, что малыши обладают совер­шенно особой психикой. Это открытие ука­зывает нам новый путь в процессе обучения, его новую форму, которая обращена к самой природе человека, до сих пор не принимав­шейся в расчет. Подобно тому, как в далекие времена человек выравнивал поверхность земли, а затем возделывал ее, не зная о неве­роятных богатствах, хранящихся в ее недрах, и не заботясь о них, так и современный чело­век продвигается по пути цивилизации, не подозревая о сокровищах, скрытых в психи­ческом мире ребенка.

С самого начала человеческой истории люди подавляли и истребляли в себе те силы, о существовании которых догадывались лишь немногие, да и то только в последнее время.

Мы только начинаем осознавать значи­мость этого доселе не использованного и по­истине неоценимого богатства – умственных способностей человека.

Изучение первых двух лет жизни распах­нуло перед нами новые горизонты. Сам ребенок даровал нам эту возможность, приоткрыл перед нами свою психологию, совершенно отличную от психологии взрослого. Вот она, новая жизнь! Не учитель применяет методы психологии по отношению к ребенку, но сами дети раскрывают ученым свою психологию.

Эти рассуждения могут показаться весьма туманными, однако все сразу же встанет на свои места, как только мы перейдем к приме­рам. Даже поверхностные наблюдения дока­зывают, что детский разум обладает способно­стью впитывать знания и возможностью само­обучения. Дети говорят на языке своих роди­телей. Овладение языком – величайшее интел­лектуальное завоевание: ведь ребенка никто специально не учит, и все же он начинает бе­зошибочно использовать в своей речи имена существительные, глаголы, прилагательные.

Наблюдение за развитием у детей языко­вых навыков представляет особый интерес. Те, кто занимался этим вопросом, единодуш­но признают, что использование отдельных слов и имен, т.е. первых элементов речи, при­ходится на вполне конкретный период жизни, словно эта деятельность подчиняется какому-то временному закону. Создается впечатле­ние, что малыш точно следует определенной программе, заложенной в нем природой. При­чем он следует ей гораздо более неукосни­тельно, чем любая школа – своей программе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий