воскресенье, 29 августа 2010 г.

Книжки-помощницы


Ваш малыш любит книжки? Предлагаю Вам варианты книжек, которые можно сделать самостоятельно и которые помогут Вам в Ваших занятиях с детьми.
КНИЖКА «ЭТО Я»
Эта книжка — для самых маленьких детей. Она поможет взрослым познакомить малыша с названиями частей лица, головы. Занятие с книжкой можно сопровождать показом соответствующих частей на лице, голове взрослого и ребенка. Ближе к полутора годам можно использовать зеркало.
Книжка может быть сделана из бумаги в виде гармошки-раскладушки. На каждой странице наклеивается овал из розовой или бежевой бумаги — это лицо. Затем на странице наклеивается одна деталь, например, глаза. Внизу крупными печатными буквами можно написать «ГЛАЗА». На следующей странице — другая деталь и т. д., на последней странице изображена голова со всеми деталями, изображенными ранее.
Отдельные детали (глаза, уши, губы и др.) желательно изготавливать из самых разных материалов, бумаги, картона, поролона, обрезков ткани (вельвета, бархата, шелка, драпа), крупы (риса, гречи, чечевицы), макаронных изделий, ракушек, воска и т. д. Малыш, многократно притрагиваясь пальчиками к этим материалам, будет получать новый сенсорный опыт.
Взрослый, называя какую-либо часть вслух, просит ребенка повторить название. Через некоторое время малыш будет узнавать изображение и пытаться назвать его сам. Четкая подпись под рисунком, быть может, поможет со временем ребенку легче освоить чтение.
Для детей постарше можно модифицировать книжку: вырезать из ткани (из фланели) и наклеить на каждую страницу контуры лица. А отдельные детали (уши, глаз, нос) вырезать и наклеить на липучку. Ребенок сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно «составляет» лицо: прикрепляет детали на контур головы. Если пока еще у него не все получается, можно на одной из страниц заготовить образец: наклеить на контур необходимые детали, а на соседней странице попросить ребенка создать такое же изображение.
Когда малыш освоит это занятие, взрослый может «схитрить»: прикрепить к контуру, например сразу три глаза или только одно ухо, или два носа и спросить ребенка, все ли на картинке правильно.
Эту книжку можно использовать при знакомстве ребенка с разными эмоциями. Для этого надо нарисовать на каждой странице лицо, только без рта. Несколько ротиков разной формы взрослый заготавливает заранее (на липучке). Затем он прикрепляет по очереди каждый ротик к нарисованным лицам и спрашивает малыша, какой получился человечек: веселый, грустный, сердитый и др.
Чтобы ребенку было интереснее, можно на каждой странице написать имя ребенка и произносить его вслух, например: «Смотри, какой Миша. Веселый?».
КНИЖКА «МОЯ СЕМЬЯ»
Книжка может быть использована родителями, чьи дети начали посещать детский сад и плохо адаптируются к новым условиям.
Книжка может быть выполнена в виде раскладушки, иметь контуры домика, а может быть использован для ее изготовления и обычный фотоальбом.
На каждой странице можно наклеить фотографию одного из членов семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры, а также домашних животных — любимцев малыша. Если нет под рукой фотографий, можно нарисовать каждого члена семьи. На обложке книжки или на последней странице можно поместить фотографию всей семьи или дома, в котором живет ребенок.
Формат книжки лучше выбрать маленький, чтобы она поместилась в кармашке платьица или рубашки. Тогда малыш, загрустив в детском саду, может достать книжку и полистать ее, называя по имени маму, папу и др.
Как правило, это занятие отвлекает ребенка от невеселых мыслей. А воспитатель воспринимает это как просьбу о помощи, сигнал к тому, что ребенку требуется уделить внимание.
КНИЖКА «МОИ ИГРУШКИ»
Эта книжка может быть использована в целях развития мелкой моторики и речи малыша.
Книжка должна быть изготовлена из плотной бумаги или тонкого картона. На развороте листа слева надо нарисовать какую-либо любимую малышом игрушку. А на соседней странице — изобразить эту же игрушку, лежащую на месте, например, в кукольной кроватке, эту страницу нужно сложить пополам. Желательно сложенную страницу снабдить завязками или застежками (от старых сандалет), при помощи которых можно скрепить эту страницу с корешком книги.
Сначала взрослый показывает картинку с игрушкой, например, плюшевого медведя. Затем говорит, что мишка хочет спать (или отдыхать) и показывает на отогнутой соседней странице, где мишка должен спать (например, в игрушечной кроватке).
Затем взрослый просит малыша положить реального плюшевого мишку в реальную игрушечную кроватку. Когда мишка будет уложен, взрослый вместе с ребенком складывает страничку с изображением лежащего в кроватке мишки пополам и просит тихонько, чтобы не разбудить мишутку, завязать или застегнуть страничку.
Таким образом поступают и со следующими страничками. Страниц должно быть столько, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к занятию. А чтобы уборка проходила живее и без капризов, можно сопровождать ее незамысловатой песенкой:
Мы дружные ребята, скорее за уборку
Игрушки аккуратно положим мы на полку.
Машины все увозим, мячи мы соберем,
И куколок посадим, и пол мы подметем.

КНИЖКА «ПРО СМЕЛУЮ НАТАШУ»
Если ваш ребенок отказывается идти на детскую площадку, можно попробовать сделать вместе с ним и многократно прочитать вот такую книжку.
На первой странице можно нарисовать ребенка «Это Наташа». На второй странице — детскую площадку, на которой изображено все, что есть на реальной площадке: качели, песочница, лестница и др. Детей на площадке нет. Взрослый и ребенок называют то, что нарисовано на картинке. Показывая, например, на качели, взрослый рассказывает, что Наташа любит качаться на качелях, ей весело, когда она качается. Затем точно так же взрослый рассказывает ребенку о том, как и чем он может заниматься на других объектах детской площадки. Ребенок, если уже умеет разговаривать, участвует в разговоре, вспоминает, как и во что он играл в песочнице, в детском домике и т. д.
На следующей странице нарисован ребенок, которого можно встретить на детской площадке, например, Миша (или кто-то другой). Взрослый говорит «Вот Миша. Посмотри, какие у него красивые глазки, он улыбается. Он любит играть с детьми, а в руках у Миши мяч и т. д. На нескольких следующих страницах могут быть изображены другие дети, с которыми Наташа тоже может встретиться на площадке.
Затем нарисовано несколько детей вместе. Они играют на площадке и зовут Наташу. Следующая страница — Наташа стоит рядом с детьми, в руках у нее мяч. Взрослый говорит: «Вот играют Наташа, Миша, Катя. Они играют в мяч. Они играют вместе. Им весело. Они улыбаются».
В том случае, если Наташа не хочет играть вместе с другими детьми, взрослые читают ей эту книжку многократно, не обязательно всю сразу. Вместо картинок можно использовать фотографии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий