Сегодня мы поговорим о том, как приучить ребенка к самостоятельности, развить в нем чувство ответственности за себя, свою комнату, свои вещи и игрушки.
Возраст 4-6 лет - это тот "золотой" возраст, в котором подросшие малыши вовсю подражают родителям. Девочки впервые заинтересовываются маминой одеждой и косметикой. С серьезным видом они красят гигиенической помадой губки, вытягивая их трубочкой. Пытаются подражать походке, делают прическу, "как у мамы". Начинают "варить" куклам обеды, пробуют мыть посуду, как игрушечную, так и настоящую. Стирают платья кукол и сушат их на веревочке.
Мальчики деловито перекладывают папины инструменты, с выражением счастья в глазах таскают папин молоток, разглядывают гвоздики. А еще молодые "умельцы" любят так, как и папа, деловито повыкручивать отверткой "плохо прикрученные" шурупы или болты. Будущие мужчины с интересом разглядывают новую аудио- и видеотехнику, наблюдают за процессом пайки. С упоением шестилетние мальчишки собирают и разбирают конструктор.
Когда наблюдаешь за 4-6 летними девчонками и мальчишками, понимаешь, что они уже разделились на маминых помощниц и папиных помощников. Поэтому, используя свои знания об этой простой особенности, мы, как родители, должны направить их энергию в нужное русло. Дети очень часто играют на наших чувствах и эмоциях. Они более тонкие психологи, нежели мы, взрослые.
В возрасте младшего дошкольника ребенок начинает понимать, что ему в некоторых случаях выгодно быть маленькими. И пожалеют его, и приласкают, а это так приятно! Но в то же время, подросшие малыши начинают осознавать, что они - часть этого большого мира. И то, что им доверяют, также приятно. Ребенок, испытывая такое внимание, осознает, что его признают равным, доверяют ему и позволяют участвовать в работе, как и взрослому. Каждый, и мальчик, и девочка ждут от взрослых понимания и доверия.
Понимания за ошибки (все мы когда-то были маленькими и многого не умели) и доверия идти вместе с родителями, расти и развиваться. Часто молодые родители делают типичную ошибку: не допускают своих пяти-шестилеток в процесс работы. Причин отказа в помощи множество: порежется, упадет, испортит, потеряется, украдут, выпачкается, порвет одежду - список можно продолжать вечно. Да упадет, да может поранить руку ножом, если учится резать хлеб. Но, уважаемые родители, вы-то на что?
Подскажите, как правильно, покажите, что нужно сделать, чтобы не упасть, не пораниться, не порвать одежду. Как вымыть овощи, как расставить посуду. А способ "не влезай - убьет" - это в корне неправильный подход.
Не будет ли стыдно ребенку, когда он в 12-летнем возрасте не сможет сделать себе бутерброд, потому что мама не научила отрезать скибку хлеба? Захочет ли девочка помочь матери на кухне в 12-14 лет, если ее регулярно гнала оттуда мама, не желавшая, чтобы ее дочь приобрела хоть какой-то опыт? И ответ напрашивается сам собой: нет, не захочет.
Приучите детей работать вместе с вами. Однако не поручайте неисполнимых задач: в возрасте 4-6 лет мальчик не будет ремонтировать розетку - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! А девочке вы не поручите зажигать газ и возиться с кипятком. Это придет позже, для такой "техники высшего пилотажа" нужна сноровка. Поручите ребенку работу по силам.
Пусть девочка прополощет чашку, порежет хлеб или огурец под вашим присмотром. Покажите ей, как не порезаться, а не отвергайте ее помощь криками: "Так и пальцев не останется!" Можно поручить маленькой принцессе расставить тарелки, разложить салфетки, расставить чашки. Позже об этом не нужно даже будет просить - повзрослевшая дочь сама возьмется помогать вам, так как будет воспитана.
Предложите мальчику помочь отцу. Пусть принесет и унесет инструменты, поможет разложить шурупы или гвоздики. Пусть мальчик вместе с папой разберут какой-нибудь старый (но ОЧЕНЬ интересный) прибор, заглянут, что там внутри. Мужская половина семьи может смастерить что-нибудь занимательное: деревянный самолетик, вертушку, воздушного змея. Так вы не только приучите сына к порядку, но еще и к самостоятельности. Это будет настоящий папин помощник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий