Если присмотреться, легко увидеть, что дети лезут на горку по-разному и по-разному скатываются с неё. Как умеют и как понадёжнее. На корточках, например, ребёнок поехать не рискнёт, пока не освоит катание «на пузичке» и «на попе». И в кучу не полезет за просто так. У детей прекрасно действует инстинкт самосохранения. Каждый ребёнок знает, на что он способен, знает свой предел, и переходят его лишь самые бесшабашные и самые пугливые дети. Но и им одёргивания и бесконечные замечания пользы не принесут. Наоборот.
Нужно не дёргать ребёнка, а дать ему освоиться на горке!
А если вы хотите предостеречь, то скажите, как надо с горки съезжать, а не как нельзя. Так понятнее малышу.
«Не опускай голову! Серёжа, голову не опускай!» - твердит, как заведённая, мама. А что, ведь действительно сапожком въедут.
Вопрос для родителей: а как лучше сказать, чтоб ребёнок услышал? Правильно: «Серёжа, подними выше голову!» А если он не послушался вас и опять носом около льда? Правильно, вы отводите в сторонку и говорите: «Посмотри на Алёшу, вот молодец! А ты так умеешь? Я знаю: умеешь! Ещё выше можешь? Вот это да-а-а! Молодец!»
Опасаетесь за ребёнка? Прокатитесь вместе, хотя бы пару раз. Вы покажете, как надо залазить, как надо съезжать. Тогда вы действительно притормозите торопящегося ребёнка, ободрите и поддержите (морально) слегка перепуганного малыша... Маленькие дети пока не умеют мысленно рассчитывать (прогнозировать) свои действия, и им часто нужен наглядный пример. А не указка: «Всё, раз не слушаешься, больше кататься не будешь!»
Это не значит, что вы запустили ребёнка на горку и стоите помалкиваете. Несмотря ни на что. Понаблюдайте - и вы получите полезную информацию для размышления. Вы узнаете много интересного о ребёнке и о себе.
На что вам стоит обратить внимание, пока стоите рядом:
1. На общефизическую подготовку.
Катание развивает сноровку, ловкость и умение увёртываться, быстро думать и действовать.
Посмотрите, как катается ваш ребёнок, что умеет и чего не умеет, что получается, а что - нет. Здесь как раз тот случай, когда полезно сравнивать (мысленно, для себя). Сравните сынишку/дочку с другими детьми того же возраста - будете знать, над чем работать. Как физически развит ваш ребёнок, насколько он скоординирован, умеет ли быстро принимать решения и выполнять их (например, совершать необходимые маневры), - всё «выдаст» снежная горка.
Многие дети, даже хорошо освоив всевозможные «приёмчики», с удовольствием скатываются лёжа, распластавшись.
Довольно часто это свидетельствует о том, что ребёнку не хватает тактильных ощущений. Горка поможет понять, хватает ли ребёнку обычного телесного контакта с вами, часто ли вы его обнимаете, гладите, просто держите за руки. Особенно важно понимать это тем родителям, у которых дети постарше. Такие дети уже стараются проявлять независимость, но телесный контакт с родителями по-прежнему им нужен.
2. На работу воображения.
Шустрый народец - дети! Редко останавливается на достигнутом. Освоил одно - пора переходить к следующему. Они придумывают себе всё новые и новые задания. По сути, это творческий поиск, экспериментирование, поиск себя не только в проявлениях физических, но и в поведенческих. Интересно же, где предел собственных сил - и маминого терпения.
Детка-трехлетка уже с полчаса елозит по горе, мама замерзла. «Все, ещё пять раз, и идем домой». Малышка кивает головой, скатывается, обегает горку, поднимается по снежным ступенькам, скатывается - раз, второй, третий, а на четвёртый... начинает лезть по горке вверх, прямо по ледяному скату. Конечно, у неё ничего не получается, она сползает вниз и - начинает штурм по новой. НО! На вполне законных основаниях. Ведь пятого раза (последнего, после которого надо уходить) все ещё нет! Гениально!
Социальные контакты
Горка диктует нормы и правила поведения, и обычно дети легко подчиняются им. Они разберутся без взрослых, как правильно подниматься, кому уступить, как съезжать опасно, а за кем можно и повторить. Обратите внимание: умеет ли ваш малыш быть в коллективе. Каковы его отношения с другими.
Каков характер вашего ребёнка (ведь дома он/она часто не такой, как в детском кругу). Кто он - лидер или ведомый? Конфликтует или нет? Умеет ли находить выход из сложной ситуации? Сдастся или полезет с кулаками?
Детские контакты часто определяют то, как человек будет держать себя с другими людьми, став взрослым. Сейчас он экспериментирует. Что можно, чего нельзя и где тот предел, за который переходить не стоит: себе дороже. А заодно узнаёт, где предел вашего терпения, где край, за который нельзя переступать.
Зачем делать дежурные замечания? Займитесь делом. Покатайтесь или посмотрите. Первое (скатывание) поднимет вам настроение, поможет снять напряжение, второе - подскажет, чего не хватает вашему ребёнку и что вы ему в силах дать. Мы покупаем игрушки, одежду, мультики на кассетах, но самый большой дар, которого ожидает от нас ребёнок, - наше общение с ним. Интересное, азартное, полезное.
Посмотрите на катание с горки с точки зрения того, что не умеет ваш ребёнок, - и постарайтесь понять, чем в ближайшее время стоит заняться. Вместе.
Здесь как на ладони видны его знания, умения, навыки: контактность, умение избегать и налаживать социальные контакты.
Если, штурмуя горку, малыш избегает соприкосновения с кем-либо, подумайте: почему? Если, напротив, цепляется, старается цапнуть, задеть кого-то, обнять или повалить - постарайтесь понять: почему? Чего ребёнку не хватает? Может, контакта с вами, и он тут, на горке, возмещает этот «пробел»?
Не суетитесь
А теперь посмотрите, не мешаете ли вы (вы!) освоить ребёнку то, что в жизни ему очень и очень понадобится.
Хвалите себя за каждый «проглоченный» лишний окрик. Награждайте себя за то, что удержались от совета «под руку».
Посмотрите на других родителей (и на себя, по возможности) глазами своих детей.
Представьте, что снежная горка - это большой тренажёр, и для детей, и для взрослых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий