воскресенье, 9 мая 2010 г.

* Семь месяцев *

Мир ребенка
Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается
обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит
связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает
ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и
пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же
действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго
отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш
ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к
прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может
концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с
разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок
интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими
игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он
знакомится с окружающим миром.
Двигательные навыки
Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже
не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими
множество других действий -- дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие
дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего
-- научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже
труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в
панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот
период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет
просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится
тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел.
Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки.
Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку
сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш
использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или
правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем
будет сделан окончательный выбор.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка -- умение
замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же
обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как
будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью
окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его,
потом еще один -
в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в
пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого
мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их
в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение
собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках,
запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх
ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может
находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если
какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший
предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку
можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней
стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы,
такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные
поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же
предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он
будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы,
найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть
двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство
малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к
игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее
10-ти минут, комкая в руках кусочек
фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того,
видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку,
наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что
есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола
на пол, ребенок заглядывает
вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев
назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как
бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша
стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что
погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он
способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда
вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он
останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к
игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают,
а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки.
Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который
исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама
прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок
выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш
и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.
Понимаем своего ребенка
Каждый день в репертуаре ребенка появляются все новые и новые звуки.
Интересно, что при этом исчезли некоторые гласные звуки, характерные для
двух-трехмесячного младенца. Теперь ребенок отдает предпочтение согласным и
может произнести сразу несколько звуков подряд. Часто малыш обнаруживает
какой-нибудь особенный звуковой ряд и использует его в течение целой недели,
прежде чем перейти к другому.
Ребенку нравится слушать, как разговаривают мама и папа, и он может
подолгу играть в одиночестве, если они время от времени обращают на него
внимание. В этом возрасте малыш начинает различать свое имя, и это
значительный шаг вперед в его развитии. Когда кто-нибудь называет
ребенка по имени, он прерывает игру и смотрит на того, кто это
произнес, кроме того, он может общаться с окружающими с помощью жестов. Если
ребенок хочет, чтобы папа продолжал с ним играть, он дергает его за руку или
нетерпеливо подпрыгивает. Заметив что-нибудь интересное на другой стороне
комнаты и стремясь поделиться своим открытием, малыш указывает рукой по
направлению к увиденному предмету и возбужденно "гулит".
Семимесячный ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему
нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку папе, затем
протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку,
спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжить
игру, его действия можно сравнить с тем, как он вел себя во время описанных
выше "диалогов" с родителями. Ребенок может затеять подобную игру с
незнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет к
этому интерес.
Несмотря на готовность заводить новых друзей, ребенок продолжает
недоверчиво относиться к незнакомым людям. Он не только выражает
неудовольствие при неожиданном появлении незнакомого гостя, но и не
перестает стесняться, даже если тот остается с ним рядом в течение
некоторого времени. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо различает
знакомые и незнакомые лица и вместе с тем становится более восприимчив к
разным выражениям лица и оттенкам голоса. Когда взрослый строго говорит
ребенку "нет", малыш прекращает свои действия, по крайней мере, на несколько
секунд.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть
вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим
малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и
заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях -сидя или стоя. Если
ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и
вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка,
телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.
Время игр
Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки,
самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка.
Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную
куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли
ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на
окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут
реагировать на его действия -- пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с
предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую
жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки.
Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый
звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз.
Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите
перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему
придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего
"прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него
дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он
раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за
один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта
веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу,
как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его
большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть
он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее
под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите
ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы
поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что
они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните
игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите
ее еще раз.
Повседневные дела
Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек.
Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему
историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-- 10 сантиметров, положите малыша на спину и
понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике
игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик,
здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет,
дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее
водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.
Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды,
например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно
ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или
спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он
отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой
самостоятельности.
Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для
своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его
себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы,
показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри
на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор,
пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему
удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас".
Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий