суббота, 8 января 2011 г.

Книга и ребенок: быть ли дружбе? Часть 2

clip_image001

Ваш малыш умеет читать. Что же дальше? Мы понимаем, что само по себе умение читать нисколько не гарантирует любви к книге, поэтому на достигнутом не успокаиваемся. Продолжаем каждый день читать вслух, постепенно приобщая к этому и ребенка. Это может оказаться очень нелегким делом и потребует от родителей упорства и выдержки.
Самостоятельное чтение – большой труд. Сложить буквы в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, уловить смысл прочитанного и осознать связный текст – задача не из легких. Поэтому не торопимся. Как бы ни успел ваш ребенок увлечься книгой, слушая вас, он может отступить перед сложностью самостоятельного чтения. Не форсируйте события и не бойтесь отступлений. То, что не получилось сегодня, может получиться завтра. Поэтому самостоятельное чтение должно стать ежедневным, постепенно увеличиваясь от одного-двух абзацев до...
Помните, что именно сейчас у вас и вашего ребенка самый трудный этап. А мы должны проявить огромное терпение и не забывать бурно радоваться самому крохотному успеху. Книжку для начинающего чтеца лучше выбрать попроще, с незатейливым сюжетом, крупным шрифтом, яркими картинками и не слишком впечатляющих размеров. Вам может показаться, что такая книга для вашего ребенка не по возрасту проста, но даже дети, уже хорошо умеющие читать, но не любящие это делать, бросят самую интересную книгу, если не будут уверены, что они одолеют ее легко и быстро. Так что вы читаете своему первокласснику «Волшебника Изумрудного города» со всеми продолжениями, а он вам – «Приключения собачки Сони», например; книгу, по содержанию предназначенную для дошкольного возраста.
Что читать детям? При всем изобилии детского книжного рынка, вопрос далеко не праздный. Дети дошкольного и младшего школьного возраста составляют контингент, наиболее требовательный к качеству книги. Если уж они будут читать, то только то, что им действительно интересно. Правда, в этом возрасте дети очень тянутся к журналам, и понятно, почему: журналы тонкие, а большинство книг – толстые и отпугивают своим размером; журналы заполнены яркими картинками, комиксами и небольшими текстами достаточно простого содержания.
Но будут ли родители, мечтающие о воспитании художественного вкуса своих детей, довольны длительным увлечением ребенка такого рода литературой? Лозунг «Пусть хоть что-нибудь читают!», пожалуй, не оправдает наших ожиданий. Отбить вкус к сложности очень легко, а воспитывать его приходится годами. Оставив ребенка наедине с журналами, содержание которых становится все примитивнее, мы рискуем так и не дождаться, когда же он возьмется за настоящую книгу. А зачем ему это? Читать он и так каждый день читает, любит он только то, что «прикольно», а от всякой мути у него голова болит.
Так в жизнь наших детей входит то, что называется «чтиво». Чем это грозит, понятно: неспособность воспринимать сколько-нибудь серьезную литературу вызвала к жизни уже целую индустрию, создающую так называемые «адаптированные» тексты по мотивам известных произведений. Эти упрощенные пересказы передают канву событий, знакомят с основными героями, но оставляют после себя неизбежный вопрос: зачем же автор в свое время потратил свою жизнь на создание этого произведения? А почему я должен сейчас тратить драгоценное время на его прочтение? И вряд ли школьник когда-нибудь возьмет в руки оригинал, чтобы исправить то впечатление, которое оставила после себя выхолощенная копия. Невеселая перспектива вряд ли обрадует большинство родителей.
Так что же все-таки читать с детьми? Стоит ли нам надеяться на современные переводные издания? Безусловно, за книжными новинками нужно следить.
Думаю, что повторю истину, известную большинству родителей: мы не должны забывать советскую детскую литературу только потому, что она была советской. Все-таки именно в эти годы мы были самой читающей страной и недаром: вкус к чтению воспитывался с детства людьми, сумевшими воплотить в своем творчестве лозунг «Все лучшее – детям!». Им удалось сделать детскую книгу, не только интересной, но и воспитывающей, что опять-таки имеет для нас, родителей, немалое значение. Именно те книги, которые мы сами читали и любили в детстве, помогут нам теперь перебросить мостик к следующему поколению и разбудить в наших детях те же мысли и чувства, которые когда-то потрясли нас.
Не верьте, если вам кто-нибудь скажет, что советская детская литература умерла вместе с советской эпохой, что теперь она никому не интересна. Это неправда! Самые завзятые нелюбители книг слушают рассказы Бориса Житкова о детях и животных, затаив дыхание и не шевелясь. Да и трижды разруганного идейно-коммунистического Гайдара рановато сбрасывать со счетов. Его «Чук и Гек», уже порядком подзабытый «Тимур и его команда» могут перевернуть представление вашего ребенка о книгах, как о чем-то тоскливом и занудном.
Детям всегда интересно читать о детях и о животных. Так что нам нужно вспомнить, что мы сами любили читать в детстве, и записаться в библиотеку. Для начала самим, если наш ребенок не проявляет такого рвения. Когда мы сумеем сделать совместное чтение маленьким семейным праздником, он придет туда вместе с нами. И тогда мы, уже на правах друзей, близких по вкусам и интересам, будем советовать ему, какую книгу выбрать для вечернего чтения.
Когда ваш ребенок начнет бегать за вами с книжкой в руках, чтобы прочитать вам что-то очень интересное, вспомните, что одна из самых больших детских радостей – делиться с близкими тем, что ты любишь. Поэтому надо набраться терпения и, забыв о времени, выслушать то, что вам, вероятно, уже давно известно, а может быть, немножко и надоело, но для него является открытием, которое невозможно держать в себе.

Разделите его радость и, вздохнув, подумайте о том, что впереди у вас еще много работы, но самое трудное осталось позади.

 

Светлана Санникова

Комментариев нет:

Отправить комментарий