понедельник, 3 января 2011 г.

Книга и ребенок: быть ли дружбе? Часть 1

(Фото: Boris Ryaposov, Shutterstock)

 

Как привить ребенку любовь к чтению – этот вопрос однажды неизбежно встает перед каждым родителем и педагогом. В пользе такой любви убеждать никого не надо: то, что увлеченное чтение – это основополагающее умение, от которого во многом зависит и развитие интеллекта вашего ребенка, и успешная учеба, известно каждому взрослому, интересующемуся данным предметом. Но вот как донести наше взрослое знание до ребенка, как помочь ему войти в волшебный мир книг и найти в этом мире друзей – задача не из легких.
Она усложняется тем, что современного ребенка с самых ранних пор окружают сильные визуальные впечатления. Наши дети слишком рано приобщаются к телевизору и компьютеру, которые начинают заменять собой не только чтение, но и живое человеческое общение. Взрослых часто умиляет умение малыша самостоятельно пользоваться таким недетским предметом, как компьютер: такой маленький, а столько уже умеет! Не то, что мы в его возрасте...
Проблемы обнаруживаются ближе к школьному возрасту. Тогда выясняется, что у ребенка, когда-то поражавшего взрослых не по возрасту ранними познаниями в работе современной компьютерной техники, недостаточные для его возраста знания об окружающем мире, примитивный словарный запас, часто неумение находить общий язык со сверстниками и практически полное отсутствие той детской любознательности, которая вызывает к жизни бесконечные детские «почему?»
Ну, а что до чтения... Нет, читать он, конечно, умеет, и даже с очень ранних пор, но вот за книжку не посадишь, а ведь впереди школа и вообще вся взрослая жизнь. В этой надвигающейся на вашего ребенка жизни излишнее увлечение виртуальным миром окажется уже серьезной помехой в реальности по эту сторону монитора. Так что же все-таки нужно сделать нам, родителям, чтобы навсегда подружить ребенка с книгой?
Если вы ставите перед собой такую задачу, готовьтесь к нелегкой жизни. Научить ребенка читать бывает трудно, но стократ труднее научить его любить книгу и стремиться к самостоятельному чтению. Для достижения этой цели придется потратить немало времени и сил, иногда отступая, иногда начиная все сначала и никогда не отчаиваясь. Пусть в этом нелегком деле нас поддержит мысль о том, какое удовольствие получит наш ребенок, приобщившись к этому волнующему миру, создаваемому человечеством уже много веков. И насколько проще будет ему овладевать школьной премудростью, не тратя сил на унылое принуждение себя к тому, чтобы просто взять в руки книгу, тщетно пытаясь подавить зевоту.
Да и само по себе раннее обучение чтению имеет смысл только в том случае, если, научившись читать, ребенок потянется к книге, полюбит ее. Тогда к школе он подойдет, имея уже достаточный кругозор, развитую любознательность и привычку к ежедневному чтению. Тогда и сам процесс из изнурительного труда превращается в увлекательное путешествие в мир знаний. Так что овчинка стоит выделки.
С чего же начать? Знакомство с книгой происходит в самом раннем детстве. Малыш, еще даже не умеющий ходить, уже тянется к книге, переворачивает страницы, пробует манипулировать с ней. Вот тут задача взрослого – не дать книжку погрызть, а помочь заглянуть в нее.
Помню, как начинала свое путешествие в мир книг моя старшая дочка. В этом деле нам очень помог дедушка. Несколько раз в день он усаживался с годовалой внучкой куда-нибудь в укромное местечко с книжкой в руках и начинал «чтение». Девочка смотрела на картинку, а дедушка вслух комментировал: да, вот птичка летит, травка растет, зайчик скачет. Детского внимания хватало как раз на три фразы. Потом малышка хлопала ладошкой по странице, переворачивая ее, и дальше начиналось все сначала: вот солнышко светит, колобок катится, ветерок дует. И так до тех пор, пока у ребенка хватало терпения сидеть на одном месте.
Чтение как таковое на этом этапе отсутствует (оно появится через два-четыре месяца). Зато формируется привычка у взрослых и у детей каждый день уделить ему время. И тем, и другим становится необходимым ежедневно держать в руках книгу. А эта привычка и есть залог успеха в нелегком деле установления дружбы ребенка с огромным миром литературы. Для того чтобы чтение вошло в жизнь ребенка, оно должно стать семейным. Как бы вы ни устали, как бы ни было трудно со временем, но хотя бы один час в день обязательно должен быть уделен детскому чтению, даже если ради этого придется отложить какие-то другие дела.
Дети быстро привыкают к этой семейной традиции и очень любят ее. Да ведь и многие из тех взрослых, кого подружили с книгой в раннем детстве, могут вспомнить тихие теплые вечера, проведенные в свое время в кругу семьи с книгой в руках. И нам сейчас тоже очень поможет эта добрая традиция. Она бывает важна и для установления близких семейных отношений и возникновения общих интересов в семье; словом, всего того, чего у нас остается все меньше и меньше в этой суматошной жизни. И для достижения этого вам требуется только одно: начинайте читать детям вслух как можно раньше и читайте им как можно дольше.
Итак, вечера с книгой в руках стали вашей семейной традицией, любимой детьми. Это очень хорошо. Но не спешите успокаиваться. Самое трудное впереди. Замечательно, если ваш ребенок, увлекшись чтением, сам попросит вас научить его читать. Это значит, что вам не придется изобретать для него мотивацию, поддерживающую его в этом трудном деле. Некоторые родители именно так и поступают: они откладывают обучение грамоте до того момента, когда ребенок «дозреет» до такого желания. Тогда, уверяют они, процесс проходит намного легче.
А то еще бывают случаи, когда некоторые вундеркинды, поощряемые ненавязчивой помощью взрослых и использующие нехитрые наглядные пособия, начинают читать как-то незаметно для себя, как будто и не используя какого-то специального обучения. Чего стоит это «отсутствие обучения» их родителям, знают только они. Ну, а если, по-вашему, срок уже подошел, а ребенок к самостоятельному чтению не стремится, значит, придется потрудиться.
Слушать чтение всегда легче, чем читать самому, и ваш малыш может вполне резонно поинтересоваться, почему это вдруг он должен читать вместо вас. Вот тут нужно иметь про запас вескую причину, которая и сподвигнет будущего книголюба приняться за работу. Причина эта не должна быть пугающей: вот скоро пойдешь в школу, там все уже читают, а ты не умеешь, тебе ведь стыдно будет... Дальнейшее развитие темы в подобном русле может привести к немалому отторжению и от книги, и от школы. Так что формулируем максимально позитивно.
Можно обратить внимание малыша на ту пользу, которую он принесет близким людям: ты будешь читать для бабушки, ведь она уже плохо видит, вот она обрадуется! А может быть, вам есть кому писать письма и ребенок будет вашим помощником. Если же нет любимых родственников, ожидающих ваших посланий, то существуют сказочные персонажи: когда ты научишься читать, говорим мы ребенку, мы вместе напишем письмо Чебурашке (Деду Морозу), а он пришлет нам ответ! Помним, что ребенка надо заинтересовать предстоящим обучением, поэтому наша причина зависит от возраста и интересов малыша.
Когда и как учить читать – этот вопрос каждому родителю придется решать самостоятельно, и зависит это решение в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Если вы не уверены в своих силах, вам помогут в ближайшем к вам центре подготовки ребенка к школе или на подготовительных курсах в уже выбранном вами учебном заведении. Ваша же задача будет в том, чтобы максимально заинтересовать ребенка этим процессом и помочь ему в меру сил.

Останавливаться здесь на способах обучения грамоте мы не будем, их великое множество, и знакомство с ними может составить тему отдельного исследования. Нам, родителям, в это время важно помнить: обучение грамоте – процесс трудоемкий. Так что не отчаивайтесь, встречая трудности, и не пугайтесь первых промахов и отступлений. Удачи вам!

Светлана Санникова

Комментариев нет:

Отправить комментарий