понедельник, 18 апреля 2011 г.

Причина и Следствие

clip_image001

Первый раз я услышал это слово, когда мне было пять лет. Мама и папа о чем-то оживленно разговаривали и при этом довольно часто употребляли слово причина. Я тогда еще не знал, что это значит, и подумал, что это какая-то мамина приятельница, которую зовут таким странным именем. Я спросил об этом маму:
– А кто такая Причина? Почему я ее никогда не видел? Это что, твоя новая подружка?
Мама с папой рассмеялись. Я ничего не понял и спросил снова:
– Что вы смеетесь? Разве я сказал что-то смешное?
– Да нет, сынок, просто ты еще не знаешь, что такого имени нет. Мы с папой говорим не о человеке, а о чем-то другом. Причина – это совсем не то, что ты подумал.
Мне страшно захотелось понять, что же это такое, и я тут же попросил маму:
– Ну тогда расскажи мне, что такое причина?
– А можно, я вмешаюсь? – спросил папа. Он у нас очень любит всем все объяснять, доказывать и всегда готов с кем-нибудь поговорить.
– Так вот, друг мой. Причина – это то, почему случаются хорошие или плохие вещи. Думаю, что пока тебе хватит такого объяснения. Потом, когда подрастешь, если захочешь, поговорим дальше.
Я тогда до конца так и не понял, что же это значит. Но мне вовсе не хотелось слушать папины речи, и я убежал играть.
Но на этом история не закончилась, потому что чем старше я становился, тем чаще мама и папа говорили о причине – но теперь уже обращались ко мне. То и дело от мамы можно было услышать:
– Миша, я понимаю, что ты не очень хорошо себя чувствуешь, но это не причина, чтобы пропускать школу. Ведь сегодня контрольная по математике.
А я-то так надеялся, что смогу уговорить маму и остаться дома!
Или еще:
– Сынок, сходи погуляй с собакой, пожалуйста! Ты слышишь меня? – повторяла она несколько раз, после того как я делал вид, что занят. И потом пускала в ход это противное слово, говоря железным голосом:
– Миша, встань и сходи сделай то, что тебя просят. И не выдумывай никаких причин для отказа, я не желаю ничего знать!
И папа со своим безапелляционным тоном:
– Иди спать, пожалуйста, досмотришь свой фильм завтра. И нечего расстраиваться из-за таких пустяков. Разве какой-то фильм может быть причиной для слез?
Все это говорилось как раз в тот момент, когда фильм шел на самом интересном месте, а тебе предлагали выключить телевизор, да еще попрекали этой дурацкой причиной.
Часто папа говорил так, будто сам никогда не был мальчишкой и ни с кем не дрался:
– Ну что за причина, что ты подрался с этим Генкой из соседнего класса? Что вы там опять не поделили?
Порой мне даже казалось, что во всех моих бедах виновата эта злосчастнаяпричина. Моим родителям, конечно же, не понять меня. Ох, скорее бы стать взрослым, вот уж я бы показал им, что такое настоящая причина!
Иногда, правда, случались моменты, когда причина была мне на пользу. Вот тогда я был рад, что есть такая хорошая вещь, которая помогает мне получить то, что я хочу.
Например, когда бывало жарко летом, мама говорила:
– Ну и жара сегодня. Просто невозможно выдержать. С другой стороны, хорошая причина съесть по мороженому. Мишка, давай, что ли, охладимся!
Мой интерес к этому слову рос с каждым разом, когда я слышал его, и я решил во что бы то ни стало узнать, наконец, что же это такое. Сделать это было не так-то просто, потому что все, что мне говорили мама и папа, оставалось непонятным, как будто мы говорили на разных языках.
И вот однажды это случилось. Вечером после работы папа ворвался в квартиру, веселый и возбужденный, как мальчишка.
– Смотри, Миш, какую игру я тебе принес! Новая! Это специально для развития мышления, как раз то, что нам надо! Мы прямо сейчас после ужина и сыграем, а заодно попробуем память потренировать.
Поужинав, мы приступили к игре. Разложили на столе правила, картинки и начали. Игра называлась "Раньше и потом". Она оказалась довольно интересной, там были картинки, по которым нужно было составить рассказ, расставив их по смыслу, от одной к другой, как в домино. И что хорошо: с этой игрой можно было делать разные варианты: "Рассказ", "Кто первый", "Кроссворд", "Домино". Но главное, нужно было понять рисунок на картинке и сказать, что было раньше, а что потом. Например, там была картинка с деревом, стоящим без листьев, и дорожка с развевающимися по ней листьями.
– Как ты думаешь, что было раньше, а что потом? – спросил меня папа.
– Наверное, сначала листья были на деревьях, а потом они упали на землю.
– Правильно. А почему? Всегда надо сначала задать себе вопрос: почему это произошло? Тогда легче будет найти ответ, ведь на все есть причина: ветер дует и срывает листья, они падают на землю и кружатся по дорожке.
– Понятно! А почему ветер дует?
– Ну, на это тоже есть своя причина. Вы что, в школе еще не проходили этого? Тогда я тебе сейчас коротенько расскажу.
Я как услышал про школу, так сразу расхотел слушать папины объяснения. Ведь я-то знаю, что это будет почти совсем как в школе. Вместо этого мне хотелось узнать, почему вообще есть причина, и откуда она берется. И я сказал:
– Нет, пап, не сейчас, потом как-нибудь. Расскажи-ка ты мне лучше про причину, а потом давай играть дальше.
– Ну, если сказать в двух словах, то причина – это явление, которое вызывает другое явление. Или просто: то, что произошло раньше, можно назватьпричиной, а то, что случается потом, называется следствием.
След-стви-е… Какое трудное и длинное слово. А что оно значит?
– Согласен, слово длинноватое. Но, в общем-то, оно довольно понятное, потому что происходит от слова следует – то есть то, что следует в результате действий, которые были сделаны раньше.
Вот например, на этих картинках с мальчиком что было раньше? Сначала мальчик съел мороженое или сначала у него заболело горло? Понятно, что сначала он объелся мороженым, а потом заболел. Получается, что причина болезни – его действие, за которым последовало другое действие – ангина. Логично?! Ты, между прочим, тоже помни об этом, а то будешь лежать в кровати и болеть, как этот мальчишка.
Мы целый вечер играли вместе, шутили надо мной или папой, когда видели на картинках разные смешные ситуации, похожие на наши, которые у нас тоже бывали в жизни. А над одной картинкой мы смеялись до слез, когда папа рассказал нам забавную историю о том, как он катался на санках с горки целых три часа и пришел домой весь в снегу, заиндевелый, как ледышка, а на следующий день получил по математике двойку, потому что не успел сделать уроки.
Во время игры мама и папа каждый раз спрашивали меня по картинкам, чтó можно назвать причиной, а что – следствием. Карточки менялись от простых к сложным, и мне все труднее удавалось отвечать. Но играть все равно было ужасно интересно. Ну, а если я совсем не мог найти ответ, папа с мамой помогали мне.
В этот вечер мы все вместе составили два больших рассказа из картинок. Потом каждый по очереди сделал свой рассказ, и мы отгадывали его друг у друга. А в конце мы построили кроссворд из картинок. Потом, когда стало поздно и пора было идти спать, мы закончили нашу игру.
После этого мы еще много раз играли в нее с папой и мамой и с моими друзьями. Так эта игра помогла мне лучше понять, что в жизни ничего не бывает без причины. Теперь я уже точно знаю, что абсолютно на все, что случается в жизни, есть определенная причина, и из-за нее-то все и происходит.
Я был рад, что наконец-то разобрался с этим. Но папа удивил меня, сказав, что это еще не все, и через несколько лет, когда я снова подрасту, он расскажет мне про причину еще что-то. И так мы будем разбираться вместе до тех пор, пока не узнаем, а какая же причина у причины и откуда она берется. Но об этом уже в другой раз…

Комментариев нет:

Отправить комментарий