О том, что ребенок невнимательный, становится ясно, когда он идет в школу, т.к. именно школа требует от ребенка контроля за поведением, способности управлять своими эмоциями, концентрировать внимание. Для одних деток это делать легко, другие не могут справиться, поэтому отстают от более внимательных учеников по успеваемости. И причина здесь не только в нежелании ребенка слушать учителя. Некоторым деткам ставят диагноз гиперактивность, другие - имеют слабое здоровье, третьи - отличаются особенностями нервной системы и т.д.
Причин, мешающих ребенку сосредоточится, очень много. Родители должны помочь ребенку, проявляя искренний интерес к его жизни и занятиям. С ребенком нужно больше играть и лучше, если делать это они начнут заблаговременно, чтобы ребенок к школе был подготовлен и мог сосредоточить внимание на объяснениях учителя.
Предлагая ребенку собирать цветы или искать на морском берегу камешки, собирать конструктор или складывать пазлы, родители в игровой форме приучают его быть внимательным.
Постарайтесь, чтобы все упражнения, которые вы собираетесь предложить ребенку, были бы преподнесены как игра. В этом случае у него появляется интерес, положительные эмоции. Это важно.
Итак, игра. Договоритесь с ребенком, что когда вы идете по улице, один из вас может в любой момент времени сказать: «Внимание на тот дом!» или «Внимание на кошку!» Это означает, что некоторое время вы вместе рассматриваете выбранный объект, а потом по очереди описываете его самым подробным образом: цвет, форма, детали, поведение (если объект живой), звуки. Можно представить, какой он на ощупь. Похвалите ребенка за то, как он сделал описание, скажите, что вам особенно понравилось. Например: «Здорово, что ты заметил, что кошка не полностью черная, и что одно ухо у нее меньше другого! Ты очень внимателен, молодец!» Пусть он тоже похвалит вас. Это будет способствовать развитию умения быть внимательным к тому, что говорит собеседник.
Дома можно попросить ребенка выполнить такое упражнение: в течение пяти минут в какой-нибудь газетной статье вычеркивать все встретившиеся буквы «а». При этом ставится условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, тот он проиграл, а если четыре и меньше, то выиграл. Затем выполните упражнение сами, а ребенок пусть тщательно проверит! Похвалите его! Это задание можно усложнить: одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать.
Всего пять минут в день такой игры, которая продолжается два-три месяца, и родители не узнают своего непоседливого малыша. Можно предложить ребенку и другие игры, например, поиск скрытых геометрических фигур, цифр, букв. Ребенок будет с удовольствием играть с родителями в такие игры.
Еще один хороший вариант подобной игры: сначала одну букву вычеркиваем, а другую подчеркиваем, затем по команде: «Внимание!», работа идет наоборот - первую подчеркиваем, а вторую вычеркиваем. Главное, уважаемые родители, помните, что достижение нужного результата требует времени и вашего терпения. Поддерживайте ребенка, создавайте хорошее настроение себе и ему, выполняйте упражнения, и вы непременно добьетесь того, чего хотите!
Другие упражнения на развитие внимательности
Запомни ряд
Еще одним упражнением может быть запоминание ряда предметов, на которое ребенку дается совсем немного времени. Когда он освоит упражнение, например, с тремя-пятью предметами, можно увеличить их число или сократить время запоминания.
Розыск
В эту игру интереснее играть с несколькими детьми. Дети сидят полукругом. Взрослый смотрит на них и запоминает характерные детали одежды. Затем объявляет: "Внимание! Внимание! Потерялась девочка с белым бантом, в синем платье. Пусть она подойдет к "милиционеру". Дети слушают, смотрят друг на друга. Девочка, которую ищут, встает, подходит к "милиционеру". В следующей игре она становится "милиционером" и объявляет новый розыск.
Составь последовательность
Взрослый выкладывает последовательность каких-нибудь предметов: цветные кружки, разноцветные счетные палочки, карандаши, листья различных деревьев (например, два красных кружка (карандаша), один желтый или два листочка клена, один листок каштана и т. д.). Ребенок продолжает выкладывать самостоятельно эту последовательность.
Красный, желтый, зеленый
Дети становятся в круг, взрослый с тремя разноцветными кружками - посредине. Взрослый дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок (принцип светофора). Дети должны выполнить соответствующее движение, кто ошибется, выходит из игры.
Найди спрятанный предмет
Ребенок отворачивается, в это время взрослый прячет предмет (игрушку, кубик и т. п.). После этого ребенку сообщается "маршрут" поиска: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти пять шагов вперед и можно искать.
Бывает - не бывает
Взрослый говорит: "Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года".
Взрослый: Выпал снег, и зацвели подснежники.
Дети: так не бывает.
Взрослый: А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие "путаницы":
Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег.
Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки.
Мальчик был в лесу и видел в норе петуха.
Что сначала, что потом
Ребенку даются сюжетные картинки, на которых изображены различные моменты какого-нибудь события. Ребенок должен рассмотреть картинки и выложить их друг за другом, соблюдая последовательность происходящих на них действий.
Нужно - не нужно
Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Как мы одеваемся?
Дети задумывают названия предметов одежды: платочек, платье, варежки, туфли, носки и др., желательно чтобы у всех детей названия были разные и не повторялись. Потом ведущий сочиняет рассказ, например: "Собрался я кататься на санках и надел на себя...". Прервав рассказ, он указывает на любого ребенка, который называет задуманное слово. Дети должны сказать, правильно ли оделся в данном случае ведущий. Затем ведущим становится другой ребенок и игра продолжается.
Найди пару
Ребенку предлагаются пары картинок: на одних картинках нарисованы листья, на других - плоды. Ребенок должен подобрать из них соответствующие пары.
Разложи правильно картинки
Ребенку предлагается рассмотреть картинки с птицами (животными), назвать их. Затем он должен разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором - птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду - зимующие птицы, а во втором - перелетные.
Спасибо большое за игры. Сохранила нам на будущее. Может вы дадите, какие-небудь советы для ребенка 1,9 ? Пока мы не говорим, почти и внимание очень трудно сосредоточить. Вот и думаю, как научить сына внимательности.
ОтветитьУдалитьУпражнения хорошие для более старших деток, я согласна. Моей младшей дочери 2,6 , чтобы усадить её немного я или читаю ей книжечки или даю бумагу (специально купила пачку для принтера), ручку и она несколько минут самозабвенно калякает. Можно купить или сделать самостоятельно пазлы для маленьких деток и показать как их собирать (посмотрите здесь http://moi-detki.blogspot.com/2012/03/blog-post_15.html). Ещё дочь любит играть с ненужными СD дисками - собирать их в коробку или насаживать на стержень как пирамидку :)
УдалитьПазлы уже увидела. Спасибо большое!
ОтветитьУдалить