суббота, 3 марта 2012 г.

Готовим ребенка к школе: практические советы родителям!

 
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может.
Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Играя, проверьте эти знания ребенка (например, кладите игрушку под подушку, перед лампой - и просите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните - и повторяйте время от времен подобные игры.
Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший).
Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда?
Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения(тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.
Обсудите, почему так называется: сахарница, мыльница, вешалка... В следующий раз поговорим об овощах, фруктах: попросите принести 3 свеклы, 2 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.
Вы хотите приготовить кашу и набрали нужную вам меру крупы - прекрасный повод объяснить ребенку, меняется ли количество крупы, если возьмем две больших чашки или четыре маленьких. Такие занятия можно проводить где угодно и с чем угодно, было бы желание. Лучше, если при этом вы будете объяснять только самое существенное, а малыша будете спрашивать. Дети очень любят, когда их спрашивают, как взрослых: "Как ты думаешь...", "Почему это...", "Интересно, что это?.."
Или вы идете вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты: кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, на огород) - нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как они растут, попросить ребенка найти, чем похожи и чем различаются морковь, репа и свекла, салат и щавель. Хорошо, если это будет не просто рассказ; пусть малыш сам выкопает морковку, очистит стручок зеленого горошка, сорвет огурец и т. п.
Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние животные и дикие, и многое другое, что можно с успехом использовать не только для раскрашивания. Они пригодятся и для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия.
Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты ягоды, домашние и дикие животные и т. д.). А потом поиграть: "Кто быстрее выберет фрукты?" или "Кто найдет больше диких зверей?". Впрочем, вариантов игры может быть много; пофантазируйте - и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.
С 5-6-летними детьми можно, и даже необходимо проводить занятия позвуковому анализу. Звуковой анализ - это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).
Начнем со слов более простых - трехзвучных (дом, лес, год и т. п.).
Затем объясним: гласные звуки - особенные, волшебные, их можно тянуть, петь (ооо-ууу-ааа, ы-ы-ы, и-и-и, э-э-э). Рот при произнесении открыт, воздух выходит, язык, зубы и губы не мешают.
Для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, кисти, всей руки нам помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков.
Очень полезно выполнение специальных графических заданий.
Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку: обведи клетку, проведи пунктирную линию (объясните, что такое пунктир), продолжай по образцу и т. п.
Необходимо уделить больше внимания общему развитию движений руки, кисти, пальцев. Лепка и вязание, скручивание толстой синтетической нити, мозаика, конструктор, раскладывание карточек из картона (размеры могут быть разными: 2x2, 3х3, 4x4 см).
Очень полезны и такие упражнения: перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок (сначала использовать все пальцы, а потом только по два справа и слева, меняя их).
Не менее важна тренировка пространственного восприятия. Понятия верх, низ, справа, слева, впереди, сзади и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад).
Задача посложнее: играем вдвоем, ты бросаешь правой рукой мне к правой руке (или левой). Ребенок со всем этим вскоре начинает справляться, но важно, чтобы он осознанно увидел пространственные соотношения. Если ребенок путается, не нервничайте, а терпеливо объясняйте, и не один раз.
Не так просто бывает сформировать пространственное расположение частей (деталей) на плоскости. Для этой цели можно применить пуговицы разного цвета, размера и любые плоские фигуры (карточки, картинки).
Возьмем чистый лист бумаги, на середину листа положим карточку, а вокруг нее будем располагать пуговицы (нам нужна одна карточка, 4 больших пуговиц и 8 маленьких). Сначала большие: одну над карточкой, в середине (объясняем, что такое середина и заодно положим пуговицу на место), затем другую под карточкой, тоже в середине; далее справа в середине, а последнюю слева в середине.
Внимание! Не спешите, не переходите к следующему занятию, пока ребенок не понял и не сделал правильно предыдущее.
Теперь найдем место для маленьких пуговиц: одну в верхнем правом углу (объясняем, где этот угол - справа, вверху; если ребенок вообще плохо представляет себе, что такое угол, объясняем отдельно); вторую - в верхнем левом углу; третью - в нижнем правом углу; четвертую - в нижнем левом углу. Если все выполнено правильно и не вызывает затруднений, то дадим более сложное задание: пятую - над большой пуговицей, которая лежит над карточкой; шестую - под большой пуговицей, которая лежит под карточкой; седьмую - справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; восьмую - слева от большой пуговицы, которая лежит слева у карточки. Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из картона различные геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, прямоугольники).
Такие занятия пригодятся и для формирования понятий о геометрических фигурах, их сочетаниях и соотношениях. Например, можно разрезать прямоугольник на восемь частей и попробовать из разбросанных в беспорядке треугольников сложить маленькие прямоугольники, а затем всю фигуру (можно раскрасить маленькие прямоугольники разным цветом).
А вот еще задание, развивающее пространственное восприятие: попробуйте собрать из прямоугольников, квадратов, треугольников и кругов несколько простых фигур по своему воображению. Выполняя эти задания, можно заодно дать малышу понятие о целом и части: о круге и половинках круга, о четырехугольнике и его половинках и т. п. Задание можно сформулировать так: "Собери фигуру из деталей".
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
При оценке готовности к обучению вы проверили память ребенка. Неблагоприятным показателем являются "скачущие" результаты: то запомнил 5 слов, то - 2. Это одно из свидетельств быстрой истощаемости нервной системы. Как правило, такие результаты бывают у детей болезненных, ослабленных, чрезмерно возбудимых. И в этом случае нужна не тренировка памяти (как считают многие), а улучшение общего состояния ребенка!

Комментариев нет:

Отправить комментарий