Часов теперь стало много в каждом доме, в каждой квартире, и дети рано начинают с ними знакомиться. Наш старший сын, в 3 года читавший не только слова, но и целые фразы, о часах знал только то, что «толстая стрелка считает часы», а «тонкая считает минуты». И если у него спрашивали: «Который час?», он мог ответить: «Часов — десять, а минут — две». Мы, зная, что о минутных делениях он не догадывался, понимали сына и по его ответу вычисляли время точно — 10 часов 10 минут.
Часовые циферблаты все изготовляются по вкусам взрослых, могут быть даже без цифр и создают много дополнительных трудностей для малышей, поэтому мы сделали «детские часы».
Циферблат для детей надо сделать покрупнее (диаметр 150—200 мм). Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Поэтому часовую стрелку действительно лучше сделать толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась кружка, где стоит цифра, а минутную ~ тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут.
Чтобы помочь ребенку научиться считать минуты в начальный период овладения часами, можно за минутными делениями написать числа, обозначающие минуты, но мелкими цифрами, примерно так, как на рисунке (можно распечатать готовый шаблон на формате А4).
Для самих часов нужен круглый или квадратный лист фанеры или картона миллиметров на 20 больше циферблата и механизм от старых ходиков. В механизме удалите маятник и анкер, снимите цепь и укрепите на тыльной стороне листа, выпустив наружу только оси стрелок. Стрелки можно вырезать из прочного картона, тонкой жести или другого подходящего материала, просверлив в них отверстия для посадки на ось с легким натягом.
Часы можно сделать «настольными», и тогда прибить дощечку шириной 50-60 мм внизу фанерки, или «настенными», с петелькой Г-образной формы, таких размеров, чтобы ручонка малыша пролезала в щель между стеной и циферблатом и могла «заводить часы». Затем можно наклеить циферблат и собрать часы.
Такими часами уже может пользоваться каждый малыш, знающий числа до 12. В зависимости от его математического развития он сначала узнает только «сколько часов», и его надо похвалить и обнадежить, что «скоро он будет знать и минутки». И не очень торопиться все показать и рассказать, как это делают в школе. Пусть сначала малыши сами их покрутят, попробуют «завести», «поставить время», только пусть обращаются с часами, как часовые мастера, и не ломают стрелки (они — самая уязвимая часть у часов).
Через день-другой, когда желание крутить новые часы уже будет более или менее утолено, можно спросить:
- Кто умеет пускать в ход часы?
И пусть каждый желающий покажет свое умение.
- Какая стрелка крутится быстро? Какая медленно? Направление вращения еще не все могут соблюдать, и тогда можно спросить:
- Что показывает толстая стрелка на часах? Или:
- В какую сторону крутятся стрелки на «взрослых часах»? Если все это малышам более или менее известно, можно установить точно «один час» и, показывая часы, спросить:
- Который час?
И начать показывать положение стрелок, когда ровно 1 час, 2 часа, 3 часа и т.д. до 12. Это самый легкий способ определения времени для малышей, так как часы идут подряд.
Если дети справляются с такой задачей, можно дать подряд только нечетные числа или только четные, а потом переходить к беспорядочному «перепрыгиванию», пока не будет видно, что они знают числа и уже не ошибаются. Только следите внимательно во всех этих задачах, чтобы минутная стрелка всегда приходила на 0 минут.
Переход к чтению минут не надо откладывать, и осуществить его тоже можно с помощью задач. Установив на часах, например, 9 часов и 2 минуты, можно сказать:
- А теперь задача потруднее: сколько часов и сколько минут?
Тут опять малышам легче догадаться, если в следующих задачах будет 3 минуты, потом 4 минуты, 5 и по порядку до тех пор, пока старшему не станет видно, что дети считают число делений по кольцу минут. Темп продвижения целиком будет зависеть от умения взрослого чувствовать и сами возможности малыша, и его темп роста и от меры воодушевления и азарта, который он сумел разжечь.
Когда дети научатся считать минуты до 60, можно вспомнить дроби и спросить, почему говорят: «четверть второго»?, «половина первого»?, «без четверти три»?
Часы входят в жизнь малышей не столько такими задачками (задачи нужны для познания), сколько привлечением ребенка к пользованию часами и временем в своей жизни и в своих играх: будить кукол, отправлять поезд из кубиков или самолет в рейс, чтобы не опоздать в детский сад или с мамой успеть зайти за хлебом в магазин и т. п.
А тем, кто хорошо овладел часами, можно дать посчитать:
1. Сколько раз минутная стрелка проходит над часовой (стрелки совпадают) за 12 часов или за сутки?
2. Во сколько раз часовая стрелка идет медленнее минутной?
3. Сколько раз за 12 часов стрелки образуют угол в 90° (прямой угол)?
4. Как подсчитать минуты, если на часах одна часовая стрелка (минутная отвалилась, потерялась)?
5. Как завести будильник, чтобы он зазвонил в 8 часов 30 минут? И т. п.
(Из книги: Никитин Б.П. Интеллектуальные Игры. – Москва, «Лист», 2000.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий