воскресенье, 2 октября 2011 г.

Виталий Бианки. Лесные сказки и рассказы


Кто чем поет?

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
 
Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.
 
Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.
 
Вот послушай, чем и как поют безголосые.
 
Лягушки на озере начали еще с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.
 
"Ква-а-а-а-а!.." — одним духом пошел из них воздух.
 
Услыхал их Аист из деревни.
 
Обрадовался:
 
— Целый хор! Будет мне чем поживиться!
 
И полетел на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу.
 
Сел и думает:
 
"Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую".

Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.
 
А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:
 
"Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает".
 
И придумала:
 
"Дай-ка на воде сыграю".

Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул:
 
"Прумб-бу-бу-бумм!.." — словно бык проревел.
 
"Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?"

Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку!
 
Точь-в-точь — барабанная дробь.
 
Вылез из-под коры Жук с длинными-предлинными усами.
 
Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жесткая шея - тоненький-тоненький писк послышался.
 
Пищит усач, а все напрасно; никто его писка не слышит. Шею натрудил - зато сам своею песнею доволен.
 
А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.
 
Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилкаватыми жесткими крылышками, словно струна гудит.
 
Разбудила шмелиная песня зеленую Саранчу в траве.
 
Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков — длинные задние лапки коленками назад. На крыльях у них - зазубринки, а на ножках — зацепочки.
 
Трет себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает — стрекочет.
 
Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.
 
"Эх, — думает долгоносый Бекас под кочкой, — надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся... Эх! Была не была, — полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!"

Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака.
 
Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка.
 
Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает.
 
И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.
 
А это Бекас.
 
Отгадай, чем он поет?
 
Хвостом!
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий