Как подружить ребенка с книгой?
Опытный педагог, проработавший в школе немалый срок, с уверенностью скажет: "Основа развития ребенка - чтение". Если малыш любит книги, с успеваемостью и интеллектом у него будет все в порядке.Но что делать, если между книгой и ребенком словно стена выросла? Дети, у которых существуют подобные проблемы, делятся на две основные группы: на тех, которые любят, чтобы им читали, но не утруждаются сами (наиболее распространенная причина - отсутствие навыка быстрого чтения), и на тех, которые не любят ни читать, ни слушать.
С первой группой дела обстоят проще. Нужно только регулярно применять несколько маленьких хитростей, чтобы ребенок проявил желание читать сам.
Хитрость первая: "заболело горло"
Вы читаете книжку и, добравшись до самого интересного места, останавливаетесь, зеваете и говорите что-то вроде: "Я так устала, сынок!" Он, конечно, умоляет продолжать. Тогда вы идете на компромисс: "Ладно, только я отдохну немного - а ты пока почитай мне сам". Такой прием срабатывает на 90%. Важно только протянуть эту "минуточку" как можно дольше. В следующий раз придется придумать другой повод: "заболело горло", "свело язык", "потемнело в глазах" и т. п. Конечно, такие тренировки имеют смысл только в том случае, если они проводятся регулярно.
Хитрость вторая: чтение по ролям
Вы берете, к примеру, "Красную Шапочку" и заранее договариваетесь о том, что дочь читает слова за девочку, а вы - за волка. Неплохо, потренировавшись, позвать кого-то из домашних послушать ваше чтение. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить и тут же предложить новую роль: "А за Чебурашку (Карлсона, Елену Прекрасную...) сможешь?"
Хитрость третья: по очереди
Если книга ребенка по-настоящему увлекла, попробуйте заключить с ним джентльменское соглашение: главу читаете вы, главу - он. Как только почувствуете, что внимание ребенка ослабевает из-за длинных описаний, смело опускайте их. Не нравится одна книга - ищите другую. Ваша главная задача - привить любовь к чтению, а не способность осилить том до конца.
Гораздо сложнее с теми детьми, которых никакими хитростями не проймешь. Родители пускают в ход все средства выразительности, а ребенок зевает и просится гулять. Именно так всегда случалось с 6-летним Пашей. Через 5 минут после начала чтения он стремительно вставал и говорил: "Ну все, хватит. Я пошел!" Ситуация переменилась, когда на дачу, где отдыхал Паша, приехала погостить тетя Люся. Она имела привычку читать вслух: газетные статьи, дамские советы, выдержки из книг - все, что попадалось под руку. Как-то за завтраком тетя Люся начала читать отрывок статьи о пожарах, которые бушевали тем жарким летом по России. Паша вдруг застыл, забыв донести ложку до рта. "А дальше?" - пролепетал он, когда тетя перестала читать. Эксперимент решили повторить. Теперь тетя Люся читала отрывок из "Тимура и его команды" о том, как звонок телеграфа собирает мальчишек на заветном чердаке. Паша снова заслушался. Когда же тетя отложила книжку со словами: "Ну, пойду, прогуляюсь", Паша встрепенулся: "А еще немножко?"
Одним словом, "процесс пошел". Мальчик не только стал слушать, как ему читают, но и очень полюбил писать буквы и слова. Правда, прутиком на песке, гуляя с тетей по дачным дорожкам. "Все ясно! - заключила вскоре тетя Люся. - Парень терпеть не может черные буквы на белом листе. Ручкой на бумаге писать отказывается, а пальцем на песке - с удовольствием!"
Возможно, когда-то родители Паши переусердствовали в желании "начитать" малыша и, насильно усаживая за книгу, добились совершенно противоположного результата. Но если Пашу спасла случайность, то в случае с 6-летней Дашей помогла изобретательность мамы. Когда она поняла, что дочь невозможно усадить за книгу, то придумала игру-переписку. Каждый вечер мама аккуратно писала печатными буквами на маленьких листочках послания дочери и развешивала их по всей квартире. Утром Даша с удовольствием разыскивала записочки и читала их: "Даша! Поцелуй, пожалуйста, бабушку. Мама" или "Привет! А ну-ка, улыбнись!" Через некоторое время Даша сама стала писать записочки. Мама поправляла ошибки карандашом - как бы невзначай. Сейчас Даша много читает, необходимость писать не вызывает у нее отвращения: ведь это так легко!
Комментариев нет:
Отправить комментарий