вторник, 2 августа 2011 г.

Почему ребенок всё хватает и не слушается

 
 
После года ведущей деятельностью ребёнка становится предметно-манипулятивная. Маленький ребёнок просто обожает схватить какой-нибудь предмет и что-то с ним делать. Причём делать не ради какого-то результата, а просто так. Совершенно бесполезно спрашивать малыша: «Ты зачем схватил эту вазу?!» - и объяснять, что она стеклянная, упадёт, разобьётся, осколки рассыплются по полу, он порежет себе ручку, пойдёт кровь, будет больно. Он не может пока представить такую длинную последовательность действий. И ему, естественно, не понятно, чего же вы так возмущаетесь. Когда вы хотите объяснить что-то малышу, не стройте логические цепи (логика – не их стихия). Говорите простыми короткими фразами, содержащими простое действие. «Пойди помой руки» не работает, потому что это несколько действий. Пойти, открыть дверь в ванную, войти, включить кран, взять мыло. На каком-то этапе малыш отвлечется – залюбуется мусором на полу, начнет играть краном. И это не потому, что он непослушный, а потому, что ваши команды ему не понятны.
Молодая мама гуляет с малышкой лет полутора. Очаровательный подвижный ребёнок кажется усталой маме и своевольным, и непослушным. Ну действительно: она говорит, говорит, а дочка словно и не слышит:
  1. Не забывай смотреть под ноги. (Дочка смотрит на маму.)
  2. Не надо поднимать ручки с песочком высоко! (Дочка подкидывает песочек.)
  3. Ты куда пошла, разве можно одной туда ходить?! (Дочка шаг не замедляет.)
Ребёнок совершенно не обращает внимания на мамины реплики - просто потому, что не понимает этих фраз: сложные высказывания, да ещё льются сплошным потоком.
Из кустов выскакивают две весёлые псинки; они громко рычат, наскакивают друг на друга и виляют хвостами – играют.
Девчушка тут же направляется к ним – тоже поиграть – погладить.
Мама хватает её и кричит возмущённо:
О чем ты думаешь, когда лезешь к ним? (Дочка выкручивается из маминых рук и, кажется, готова заплакать.)
Я не выдерживаю:
  1. Ни о чем она не думает, просто хочет погладить.
  2. И обращаюсь к малышке:
  3. Слышишь, собачки рычат, - девочка смотрит на меня, потом на собак – и разом успокаивается. А я продолжаю: - Они могут укусить.
И детка БОЛЬШЕ НЕ ПОЛЕЗЛА К СОБАКАМ! Вообще! Потому что теперь она поняла. ПРАКТИКУМ
Как остановить малыша
Говорите правильно
Не говорите ребёнку, что не надо делать (видите, вы и то не сразу поняли, о чём речь!). Говорите, что делать надо. Например: «песочек поднимаем низко», «смотри под ноги». Детский мозг старается отбрасывать неприятное, в том числе и частицу «не». И в ушах маленьких детей фраза-запрет «не беги в ванную» звучит как «беги в ванную». Он, естественно, туда и бежит, но тут до него доходит ваше «НЕ» - ребёнок останавливается или падает. Эта модель «беги в ванную не» буквально сбивает ребёнка с ног (а уж тем более с толку). Ему будет проще понять и послушаться, если вы скажете «остановись» или «посиди со мной».
Мы сами часто провоцируем своих малышей на хулиганство. Ну зачем на полу стоит тазик с водой? С точки зрения карапуза, только затем, чтоб окунуться в него.
Чтобы ребёнок не подбирал и не ел с пола или из собачьей мисочки, достаточно просто не забывать убирать и еду, и мисочку куда подальше. Это легче и полезней, чем воевать и запрещать.
Иногда отчаянные родители прибегают к крутым мерам: мажут чем-то невкусным место, которое нельзя трогать и лизать (например, спинку кровати, или ножку стула, или щётку для сбора пыли). Это не только жестоко, но и неэффективно: ребёнок схватил, «обжёгся», бросил – он уже прекратил вредное действие, а во рту всё не вкусно и лучше ему не становится.
Любое внушение (наказание) должно быть быстропроходящим и мгновенным.
Используйте звуковую сигнализацию! Она доставляет неприятность именно тогда, когда малыш делает не то... например:
Гремящая баночка. Её кладёте на предмет, который карапуз обожает утягивать...
Когда ваш малыш идёт-ползёт к помойному ведру (газовой плите, в ванную), раздаётся неприятный звук... «Ну уж нет, - подумает он, - мне такое нытьё не нравится, лучше буду держаться подальше от этого места!» Малыш уходит – звук прекращается.
НО! Не делайте звук слишком резким: малыш может испугаться.
Маленькие дети очень осторожны, а если попадают в переделки, так только по незнанию, из-за отсутствия опыта. Им только надо объяснить, где живёт опасность и как её избежать, - и они поймут. Но объяснить на их, детском языке.
«Испытай на собственной шкурке».Неприятные случаи запоминаются лучше, чем неприятные слова. Поэтому вместо запрета «нельзя тянуть скатерть» поставьте на край стола пластмассовый стаканчик с холодной водой. Малыш потянет скатерть – стаканчик опрокинется на него. Два-три таких происшествия – и стол превратится в неприкосновенную зону. Таким же «опытным» путём карапуз убедится, что утюг жжётся (предварительно проверьте, что остывает), вилка колется, а электрические батарейки нельзя лизать. Маленький (личный) неприятный опыт спасёт малыша от большой опасности.
Испугайтесь сами. Сделайте большие глаза, ахните, покажите ребёнку, как вам страшно. Ваш пример подействует, и малыш тоже (на всякий случай) делать этого (или хватать это) не будет. Только «не пугайтесь» слишком часто, чтобы малыш не заподозрил подвоха и не захотел выяснить, а что же вы так ужасно боитесь?!
«Нет» значит «нет».Применяйте для предметов и действий, опасных для ребёнка. («Нельзя брать ножик»; «к дороге дети без взрослых не ходят» и т. п.)
Примечание: используйте стопроцентный запрет как можно реже, в особых случаях. Но требуйте полного повиновения. Тогда ребёнок и подчиняться привыкнет на все сто процентов.
Не тормозите детскую инициативу
Восприятие у детей тесно связано с эмоциями и моторными действиями. Проще говоря, чтобы малыш рос умным, ему надо много работать пальчиками и много двигаться. И при этом испытывать радость, а не дергаться от ваших окриков и запретов. Говорите «нельзя» как можно реже.
От рождения до двух лет малыши воспринимают и познают мир через чувства-ощущения-движение (через сенсорные и моторные взаимодействия). Это значит, что ребёнок знакомится с окружением не только визуально (что видит) и аудиально (на слух) - как мы. Нет, ему этого мало. Его занимают разные предметы, и по велению души он с ними что-то делает. Вставляет крышечки в баночки, отрывает бантик у куклы (это, кстати, по его мнению – тоже игра, это родители думают, что он портит все из вредности). Но самое прекрасное дело – приставать к маме, например, когда она моет пол, и повозиться как следует в мокром тазике. В этом практическом сотрудничестве со взрослым появляется потребность говорить. А потом – он просто не может иначе.
Чтобы что-то узнавать и осваивать, ребёнку обязательно надо дотрагиваться, наблюдать, пробовать на вкус, хватать, осязать, экспериментировать и манипулировать всем, что попадётся под руку. В движении он учится, и движение развивает его ум. Так он изучает устройство мира и устройство самого себя; и не важно, что мир для него пока размером с квартиру. Главное, чтобы маленький человек с интересом исследовал все его составляющие. Мы с вами воспринимаем информацию в основном через зрение и слух (визуально и аудиально), дети – через ощущения и чувства. Эту стадию детского развития так и называют: сенсомоторной. Впрочем, опора на чувственные ощущения остаётся и в дошколёнке, и в младшекласснике.
Ограничить поле деятельности малыша – верный способ ограничить его познавательные способности и возможности.
Напомним (это очень важно!): природа заранее запланировала, чем и когда ребёнок должен заниматься, и то, к чему его тянет, - не прихоть, а потребность его души.

Комментариев нет:

Отправить комментарий