О том, что микроклимат в семье во многом влияет на процесс формирования личности ребенка, известно всем родителям. Тем не менее, не все они осознают, насколько глубока эта зависимость.
Психологи провели исследование 4-5-летних детей в детском саду: для них накрыли столы и предложили представить себя взрослыми, сыграв в праздник. В результате, «подвыпившие» лимонада дети стали себя вести так же, как ведут себя некоторые взрослые во время застолья – стали скандалить и драться.
Мы с умилением находим у младенца схожие с собой черты – нос, уши и глаза, позже обнаруживаются и способности, полученные в наследство от одного из родителей, а может, даже от двух сразу. Тогда почему же нас удивляет, что ребенок наследует или получает в процессе воспитания и то, что мы сами предпочли бы ему не передавать?
С самого раннего детства детям свойственно подражать поведению взрослых. Даже самые незначительные, по нашим оценкам, поступки могут служить примером для ребенка. Накопив еще в детстве модели и образцы поведения, став взрослыми, они, скорее всего, будут реализовывать их и в своей жизни. Контакт со взрослыми формирует индивидуальную роль каждого ребенка и представления обо всем многообразии окружающей действительности, а также отношение к ней.
Определенные моменты в семейных отношениях могут возыметь так называемый «эффект зеркала», только в некоторых случаях ситуация может отобразиться с точностью наоборот. Если ребенок рос в атмосфере полной свободы действий – не факт, что он, став взрослым, не станет подверженным влиянию авторитетов, ребенок бережливых родителей может вырасти транжирой, а ребенок не слишком уж хороших хозяев может стать чистюлей, любящим во всем порядок.
С точки зрения детей, родители для них – «доступные» взрослые», которые, находясь в непосредственной близости, служат примерами для подражания. Не стоит забывать и тот факт, что переданные детям гены тоже обязательно проявятся по мере их взросления.
Выбор модели своего поведения с детьми и степени открытости отношений – дело индивидуальное. Тем не менее, нельзя забывать о том, что ребенок многое понимает, запоминает, а его выводы могут быть самыми неожиданными. Устранять ребенка из комнаты на время серьезного разговора взрослых желательно, но делать это нужно в мягкой форме, чтобы не обидеть его.
Открытые отношения между родителями и детьми вполне допустимы, но не должны переходить дозволенные меры. Детям нужно объяснять, что плохое настроение мамы или папы никак не связано с ними, что причиной тому неприятности на работе, а желаемую игрушку не покупают не из-за их плохого поведения, а из-за временных финансовых трудностей. Недопустимо позволять ребенку обсуждать взрослых, тем более, учителей.
Конечно, впадать в крайности не нужно. Выслушать ребенка и его жалобы на того или иного учителя, дать совет, как вести себя в сложившейся ситуации, переговорить с учителем нужно, но в присутствии ребенка чрезмерно драматизировать ситуацию не стоит, в противном случае, он, получив плохую оценку, каждый раз будет преподносить все так, что к нему несправедливо относятся.
Обязательно следите за своими поступками, которые могут стать известны детям. Ни в коем случае нельзя дать понять ребенку, что неблаговидному поступку может быть оправдание. Это может привести к тому, что он рано или поздно усвоит, что даже для самых страшных поступков могут найтись веские причины.
Автор: Татьяна
Комментариев нет:
Отправить комментарий