Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.
Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делать с крысой, прописавшейся в подполье у тёти. Заряна что-то строит из кубиков, вдруг она поднимает голову и говорит:
- Тётя Ларисочка, я знаю, что делать: вам надо выпить крысиного яда.
Мама и тётя - хором:
- Зачем?
- Чтобы от вас все крыски разбежались.
Если в родительской жизни бывает золотая пора, то она наступает сейчас, когда поутихли баталии кризиса трёх лет. Ребёнок уже многое может сам, но ещё находится в зоне вашего непосредственного влияния. Это к школе у него в голове все поменяется, и он начнёт равняться на учителей и друзей, а пока для него главный авторитет – это вы, родители.
Время почемучек
К нам подбежала собачонка и залаяла.
- А она на всех лает?
- На всех.
- И на хозяйку лает?
- Лает.
- А почему наш Том на хозяйку не мяукает? (А действительно почему? А?)
Два забавных вопроса «Засем?» и «Посему?» дошколята могут задавать бесконечно.
Собственно, вы слышали их и раньше, и отвечали на них. Но (обращали внимание?) сами-то ответы малыша интересовали не очень. Был скорее вопрос ради вопроса: словно ваш карапузик вслух фиксировал какой-то конкретный новый факт. Они часто повторяют одно и то же «почему» по поводу одного и того же стишка – и так столько раз, сколько вы будете его читать.
Ну а теперь пришло время разложить факты (и старые, и новые) по полочкам. Проникнуть в суть, понять не только внешнюю, но и внутреннюю связь явлений, вещей и событий. Настырные «Почему?», требующие нашего ответа, – верный знак, что представление ребёнка о мире и о себе наконец-то из разрозненных кусочков складываются в целостную картину. Она ещё не полная и по-детски наивная, но она уже есть!
Идём с Ариной по тротуару, с двух сторон – деревья. «Это лес! Мы пошли в лес!» - говорит вдруг она. «Какой же лес? Лес – это когда много деревьев и домов нет, – уточняю я, – посмотри, там, за забором – дома». «Да, – говорит Арина, – дома стоят за лесом».
Дети не очень разбираются в причинно-следственных отношениях. «Идём мы по пустыне... вдруг банка сметаны лежит… жарко», «Солнце на небе, потому что день пришёл...» Поначалу малыш замечает самый важный для него факт: день – и делает свои выводы, пусть нелепые, но не высмеивайте его. Да, детки ещё во многом не разбираются, но наблюдают, замечают – учатся.
Сейчас ваша задача очень проста: не препятствовать любопытному носику соваться везде и всюду и отвечать на все вопросы, которые так и сыплются из вашего карапуза.
А если не сыплются? Тогда что-то тут не то и есть серьёзный повод задуматься, а не в вас ли причина. Может быть, вы так старательно воспитывали своего ребёнка, что теперь он просто опасается лишний раз обратиться к вам?
Если он не спрашивает – начинайте спрашивать его сами: «Что выше, этот дом или голубятня?», «Почему нам жарко?», «Как ты думаешь, куда ползёт эта улитка?», «Знаешь, в кого превратится головастик?», «А что мы увидим за тем поворотом?» Позвольте ему активно наблюдать и сочинять, проявлять инициативу и не бояться независимо (то есть без испуга, весело и самостоятельно) исследовать мир.
Он предложил вам поиграть в прятки? Кричите «ура» и играйте. Он рвётся сам «поколдовать» и превратить снег в воду, а потом его раскрасить? Ну что ж, сегодня вам ещё раз придется мыть полы. Только не забудьте и его пристроить к уборке.
Если он (наконец-то!) обрушил на вас град вопросов – значит, вы всё сделали правильно.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПОЧЕМУЧЕК
Как правильно ответить на все вопросы, когда вы ненавидите уже само слово «почему»
- Между прочим, дети и сами могут добывать знания (с вашей помощью, конечно). Есть книги, диафильмы, кассеты, где написано и сказано «почему». А пока малыш будет просвещаться, вы успеете отдохнуть и... продолжить. Пусть теперь он ответит вам на ваши «почему». Он будет так горд, что вы обращаетесь к нему за помощью, что может просветить вас! Дети гордятся, когда сами могут чему-то научить взрослых.
- Не отвечайте на все вопросы. Предложите ему подумать и слушайте.
- Пользуйтесь методом Сократа и задавайте наводящие вопросы, чтоб, отвечая на них, ребёнок сам нашёл ответ. (Например, почему вокруг так много растёт одуванчиков, хотя никто их не сажает.) Иногда бывает так: задан вопрос, а ответа на него вы не знаете. Например, четырехлетний Лёня спросил меня: «Если Бог хороший, то почему бывает зло?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий