Безусловно, рисование не входит в число навыков, крайне необходимых для малышей первых лет жизни. Поэтому многие родители, равнодушные к идеям раннего развития детей, вообще не озадачиваются вопросом, как научить ребенка рисовать. Тем не менее, это умение, пусть и не столь ценное с прикладной точки зрения, как гигиенические навыки или пользование столовыми приборами, будет весьма полезно малышу.
Пять причин научить рисовать вашего ребенка:
1) Навыки рисования способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук. А это, кстати, полезно и с точки зрения формирования навыков самообслуживания, таких, как умение пользоваться столовыми приборами.
2) Учась рисовать, ребенок лучше запоминает геометрические формы и цвета. С помощью игр, включающих рисование, можно научить ребенка буквам и цифрам.
3) Рисование помогает развивать у ребенка внимание и концентрацию.
4) Рисование способствует развитию воображения у детей, проявлению их творческого потенциала. Импровизационное рисование помогает развитию и гармонизации личности ребенка.
5) Для родителей обучение ребенка рисованию – прекрасная возможность сблизиться ним еще больше.
Когда же можно начинать учить малыша рисовать?
Многие наборы для детского творчества – к примеру, пальчиковые краски или цветные мелки – имеют маркировку “для детей старше года”. В принципе, в этом возрасте карапузу уже можно выдавать в пользование подобные материалы; другое дело, что на первых порах рисования как такового не получится – скорее, малыш с удовольствием займется исследованием их свойств, размазывая краски по квартире, а мелки – бросая и пробуя на зуб. В целом, если материалы безопасны для здоровья, ничего страшного (кроме возможной порчи части имущества) в этом нет, подобные эксперименты даже полезны с точки зрения сенсорного развития карапуза. “Полноценным” же рисованием (целенаправленным изображением конкретных или воображаемых объектов) можно начинать заниматься, если ребенок:
- уверенно держит карандаш (ручку, кисть) и может с его помощью оставить “след” на заданной поверхности (например, на листке бумаги);
- понимает назначение инструментов, с которыми ему предстоит иметь дело (иными словами, краски не будет пытаться съесть, а альбом порвать);
- проявляет искренний интерес к процессу.
Существуют разные подходы к тому, как именно учить ребенка рисовать. В целом, можно выделить два основных подхода: традиционный и импровизационный.
Традиционный подход: структурируем деятельность ребенка
Традиционный подход сводится к тому, чтобы ребенок смог со временем выдать не просто “каляку-маляку”, а нечто осмысленное. Здесь есть “учитель”, задающий ребенку правила и следящий за их соблюдением, и “ученик”.
Как научить ребенка рисовать в рамках такого подхода:
1) Расскажите ему об элементарных составляющих рисунка – точке и линии; потренируйтесь с ним рисовать и то, и другое.
2) Попробуйте с помощью линий рисовать простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Можно также рисовать с ребенком буквы, цифры, какие-то несложные объекты (например снежинки, солнце с лучиками). Поначалу папе или маме стоит помогать малышу, водя карандашом по листку бумаги вместе с ним; также для отработки этого навыка предложите карапузу пообводить уже нарисованные взрослым объекты.
3) После того, как объекты будут освоены, потренируйте следующее упражнение: нарисуйте на листке несколько фигур, и попросите ребенка закрасить пространство вокруг них (или снаружи). Таким образом у ребенка формируются понятия “целое” и “элемент”. Кстати, такое упражнение очень хорошо отрабатывать с книжкой-”раскраской”.
4) Сейчас у вашего малыша есть неплохой базис, чтобы попытаться на бумаге изобразить какие-то из окружающих его объектов. И пусть поначалу это будет очень неловко и схематично. Для этого нужно выбрать объект и попытаться “разложить” его на точки, линии и простые геометрические фигуры. Например, девочку можно схематично изобразить так: круг (голова), треугольник (туловище в платье), четыре линии (руки-ноги), две точки на голове (глаза), короткая изогнутая линия внизу лица (улыбка). При желании можно добавить дополнительные элементы. Дерево можно изобразить в виде очень вытянутого равнобедренного треугольника с маленьким основанием, и расходящихся от этого треугольника линий-веточек, листья изобразить в виде овалов, кругов или точек. Вспомните ваши детские художественные опыты – и вам в голову придет еще много ценных идей. И вот после того, как вы подробно проговорили с ребенком, из чего складывается выбранный вами объект, можно приступить к изображению его на бумаге. Здесь малышу придется также потрудиться над выбором максимально соответствующих реальному “прототипу” цветов.
Первую же “картину”, на которой более-менее будут понятны очертания объекта, можете спрятать на память. Лет через десять покажите сие творение чаду и расскажите ребенку, как научили его рисовать.
Импровизационный подход к обучению рисованию
Такой подход к изобразительному искусству был предложен еще абстракционистами, и основывался он на постулате, что художник должен стремиться изобразить не объекты – неважно, реальные или фантастические, а с помощью цветов и форм выражать свой внутренний мир. Интересно, что многие педагоги и психологи считают такой способ рисования оптимальным для детей-дошкольников (лучше всего для него подходят краски, потому что позволяют максимально широко экспериментировать с цветовой палитрой).
Преимущества подхода:
1) Есть мнение, что у детей-”импровизаторов” лучше развивается чувство цвета, формы, композиции, чем у тех, кто привыкает рисовать в традиционной манере. Возможно, так оно и есть; пример тому – пятилетняя австралийская художница с русскими корнями Аэлита Андре, которая научилась рисовать сама, без какой-либо родительской “корректировки”, и чьи картины сейчас очень высоко оцениваются известными критиками. Ведь дети опираются на свое врожденное чутье, а не на стереотипы взрослых, чей вкус, зачастую, оставляет желать лучшего.
2) Импровизационное рисование позволяет ребенку “выплеснуть” свои переживания, в том числе и негативные, что положительно сказывается на развитии личности. На этом же основывается и арт-терапия – популярная ныне психотерапевтическая методика.
3) Такой подход требует минимум вмешательств со стороны родителей: вы просто выдаете чаду альбом, краски (фломастеры, мелки и т.д.), и оставляете его “один на один” с вдохновением. Кстати, рисовать можно кисточкой и пальцами, и даже выливать краску из тюбиков; можно делать это и в ванне во время купания, и даже на асфальте. Мамы и папы, умеющие создавать только шедевры из разряда “палка, палка, огуречик, получился человечек”, могут не огорчаться, что они не смогут научить ребенка рисовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий