С появлением ребенка в доме (тем более, если это долгожданный первенец) привычная жизнь всех его обитателей претерпевает кардинальные изменения. Отныне здесь все подчинено малышу, а любящие домочадцы восторженно примечают любые достижения крохи. Первая улыбка и первое «агу», умение держать головку и первая преодоленная ползком дистанция, первые шаги и первые падения – всего не перечесть. А ожидание того волнительного момента, когда ребенок начинает говорить первые в своей жизни слова, проникнуто особым трепетом.
Стоит малышу ощутить «вкус» звуков, как дом оглашается мелодичными руладами, а взрослые прилагают все усилия к тому, чтобы услышать в трогательном детском лепете нечто осмысленное. Однако по поводу того, во сколько дети начинают говорить именно слова, а не произвольные сочетания звуков, мнения порой можно услышать весьма противоречивые.
Когда ребенок начинает говорить, и как это связано с красноречием взрослых
В любой семье почти наверняка найдутся излишне заботливые тетушки-дядюшки, которые по каждому удобному поводу будут озабоченно твердить одно и то же. Дескать, «что-то с нашим Васенькой (Мишенькой, Дашенькой и т. д.) не так… Вот соседской девочке всего 10 месяцев, а она уже стихи наизусть рассказывает. А нашему-то почти 2 года, а он все молчит. Ой, беда!»
Скажем сразу, что далеко не всегда нужно принимать подобные сетования близко к сердцу, а тем более в панике осаждать со своим чадом кабинеты невропатологов, психологов и логопедов. Правильнее будет для начала постараться как можно больше выяснить о том, когда ребенок начинает говорить и от чего это зависит.
И первое, на что необходимо обратить внимание души не чающим в своей крохе взрослым, — единых календарных сроков возникновения активной речи у детей просто не существует. Явление это носит абсолютно индивидуальный характер, и если один малыш уверенно окликает близких ему людей выразительными «мам», «пап», «ба», едва перевалив полугодовалый рубеж, то родители другого никак не дождутся момента, когда ребенок начинает говорить «мама», и в 8-9 месяцев. Хотя бы потому, кстати, что многие малыши не разделяют распространенного мнения о том, что именно «мама» должно быть первым словом, и предпочитают начинать свои монологи с обращения к папе или даже с категоричного требования «дай!».
Вместе с тем, чем чаще ребенок слышит живую речь взрослых, обращенную, прежде всего, к нему, тем больше вероятность того, что с его собственной речью проблем не будет. Но это должно быть действительно «живое» общение – от бормотания телевизора, например, пользы не будет никакой.
Считается нормой, что годовалый малыш произносит от двух до десяти слов. Однако очень часто детки до двух лет говорят очень мало, ограничиваясь лепетом, или даже вовсе предпочитают молчать. И все же это совсем не повод для впадения в панику. Дело в том, что развитие речи у ребенка складывается из двух составляющих: активного (произнесение слов и предложений) и пассивного (понимание) владения словом, причем речь пассивная развивается намного быстрее. Поэтому, если карапуз слушает взрослых с явным интересом, прекрасно понимает все, что ему говорят, и выполняет обращенные к нему простые просьбы, поводов для волнения нет – речевое развитие протекает нормально.
Как помочь малышу заговорить
Терзаясь вопросом, почему ребенок не говорит и даже не пытается этого делать, многие родители даже не подозревают, что сами этому способствуют. Каким образом, спросите вы? Да очень просто! Если предугадывать малейшее желание своего маленького сокровища, понимать его с полуслова или с полужеста, у малыша просто не будет стимула проявить речевые усилия.
Вместе с тем, даже если ребенок упорно молчит вплоть до 2-летнего возраста, это вовсе не означает, что ему гарантированы проблемы с речью в будущем. Очень часто такие «молчуны» начинают разговаривать совершенно неожиданно, сразу длинными, правильно построенными предложениями, очень четко выговаривая слова, и заметно обгоняют в своем развитии тех, кто заговорил еще в 9 месяцев.
Зато помочь ребенку поскорее заговорить вполне в ваших силах. Для этого совсем не обязательно заставлять его повторять за вами новые слова («скажи – ложка, скажи – часы» и т. д.). Гораздо полезнее разглядывать вместе с малышом предметы, комментируя то, что он видит («смотри, какая киса, какая у нее мягкая шубка, какие лапки, какой хвостик»…), постоянно сопровождать словами свои действия и действия ребенка, просить его что-то сделать, принести ту или иную игрушку.
Читайте ребенку как можно больше забавных стихотворений, сказок. Побуждайте его к договариванию концовок хорошо знакомых рифмованных строк, делая паузы во время чтения. Рассматривайте с малышом картинки в книжках.
При таких условиях момент, когда ребенок начинает говорить и получать впечатления от общения с вами в полном объеме, может наступить намного раньше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий